• Прогулка по улице древнего города. Репортаж из музея истории Городницы

    • 1249
    • 03 марта 2016, 16:16
    • Гродноисторияфотоинтересно знатьмузей
    Прогулка по улице древнего города. Репортаж из музея истории Городницы

    Старая улица Роскошь (современная Э. Ожешко) в Гродно была ядром Городницы — исторического района города, памятника градостроительства второй половины XVIII ст.

    В застройке улицы Ожешко, где преобладают двух- и трехэтажные дома, привлекает внимание небольшой одноэтажный, с фронтоном барочной формы дом, который почти до окон врос в землю. Это Дом мастера, Босняцкий домик, Музей истории Городницы — единственное уцелевшее строение из двадцати так называемых «босняцких домов» («босняки» — воинский караул Гродненской королевской экономии), возведенных во второй половине XVIII века по проекту архитектора И.Мёзера. О том, чего не видели многие гродненцы читайте в репортаже TUT.BY.

    Жилой одноэтажный дом, прямоугольный в плане, построен из деревянных брусьев и кирпича. Главный фасад - из кирпича с симметрично размещенными небольшими окнами. Боковые и тыльные стены составлены из деревянных брусьев. На первом этаже строения — жилая комната, кухня и сени с лестницей, которая ведет на мансарду. Дом — памятник архитектуры барокко, пример первой в Беларуси типовой жилой застройки. Дом был реставрирован в 1990 г. по проекту В. Барсукова-В.Калнина. В 1994 году тут открылась экспозиция Музея истории Городницы. После ремонта в 2011−2012 гг. экспозиция Музея истории Городницы была заново перестроена. Экспозиция первого зала музея знакомит с историей Городницы — исторического района города, памятника градостроительства второй половины XVIII ст. и рассказывает о политическом деятеле, реформаторе, инициаторе экономических и культурных реформ в Беларуси графе Антонии Тизенгаузе.

    Портрет А. Тизенгауза В экспозиции размещен портрет великого реформатора А. Тизенгауза, родовод и герб «Буйвол» рода Тизенгаузов. Стремясь поднять экономику Речи Посполитой, Тизенгауз начинает в Гродно широкую реформаторскую деятельность. В его планы входит создание мануфактурной промышленности (для этого был даже разработан «большой мануфактурный план»), реформы сельского хозяйства, развитие культуры. А. Тизенгауз мечтает создать, идя в ногу с новой экономической политикой, хозяйственный механизм передового типа, не уступающий системам европейских стран. Для задуманных преобразований у надворного подскарбия есть власть, достаточное количество сторонников и неограниченное доверие со стороны короля. Центром своих преобразований подскарбий выбирает Городницу — село, граничащее с городом и известное с XVI века. Вскоре в Гродно разворачивается огромная стройка, охватившая треть существовавшего города. Возникает новая улица в полторы версты длиной и пятнадцать метров шириной. Она получает название Роскоша (теперь это улица Э. Ожешко). На ней появляются 20 жилых домов, предназначавшихся для мастеров высокой квалификации, приглашенных из Лиона, Парижа, Флоренции, Данцига, Гамбурга и других европейских городов. Одновременно строятся ресторан, кафе, гостиница, кузница, школы, административные здания, магазины. Но самое главное - А. Тизенгауз открывает мануфактуры: шелковую, суконную, полотняную, каретно-экипажную, чулочную, кружевную, шляпную, карточную мастерскую, фабрику булавок и иголок, кожевенный и оружейный завод и другие. Буквально на глазах Гродно из провинциального города превращается в промышленный центр.

    Макет Городницы XVIII века В экспозиции представлен макет первого в истории архитектуры Беларуси крупномасштабного градостроительного комплекса Городница, построенного в 1765—1780 гг. по инициативе гродненского старосты Антония Тизенгауза. Проектом планировки и застройкой городницкого ансамбля занимались дрезденский архитектор Мёзер и итальянец Сакко. Всего на Городнице было возведено 85 строений различного назначения, сгруппированных кругом площадей, улиц и переулков. При застройке впервые в истории архитектуры Беларуси были использованы новые методы проектирования и строительства, выдержаны высокие для того времени темпы работ. Застройка Городницы включала в себя три отдельные регулярно спланированные зоны: административно-культурную, учебную и производственно-жилую, размещенные в западной, центральной и восточной частях территории. В музее можно увидеть изделия королевских мануфактур А.Тизенгауза. В экспозиции представлены образцы шелковых тканей, шелковая женская шаль, фрагмент кунтушевого пояса производства гродненской мануфактуры второй пол. XVIII в., а также изделия чулочной мануфактуры, которая производила модные тогда чулки из шелка, хлопка и шерсти. Внимание привлекают галуны, кружева, игральные карты второй пол. XVIII в. Сохранилось 6 бокалов (ромеров) — изделий гродненской стеклянной мануфактуры второй пол. XVIII в. Бокалы изготовлены из зеленого стекла насыщенного цвета и имеют форму «немецких ромеров». Они украшены спиральными нитями и налепами.

    Ромеры. Особое внимание А. Тизенгауз уделял развитию образования и культуры. Годы его правления ознаменовались появлением на Городнице театра. Оперно-балетная труппа исполняла произведения итальянских, французских, немецких авторов, значительную часть труппы составляли итальянские артисты. Представленный в экспозиции макет сцены театра демонстрирует фрагмент балета Д. Курца «Пир». В роли Пирра — М. Рыминский, Климены — Д. Ситанская, артисты балетной труппы А.Тизенгауза.

    Значительная часть экспозиции рассказывает о деятельности в Гродно Жана Эммануэля Жилибера — французского профессора анатомии, хирургии и естественной истории, под руководством которого в Гродно была открыта медицинская школа (академия) и создан ботанический сад. В экспозиции представлен сборник статей Ж.Э.Жилибера «Исследователи природы Литвы …» («Indagatores naturae in Lithvania …»), изданный в Вильне в 1781 г. В работе ученый проводит новые глубокие исследования по анатомии зубра, лося, бобра и других мало известных в Европе животных и описывает местные лекарственные растения.

    Экспозиция второго помещения музея демонстрирует восстановленный интерьер кухни XVIII в. и знакомит с бытом ремесленника XVIII в. Представлены керамические изделия местного производства и другая кухонная посуда этого периода.

    Следующее помещение — сени, где раньше находился парадный вход в дом. Пол уложен из камней. У окна стоит деревянный сундук для одежды, рядом — инструменты ремесленников второй половины XVIII в. Лестница из сеней ведет на мансарду.

    В третьей комнате разместился выставочный зал, в котором проходят выставки этнографических коллекций из собрания музея и персональные выставки народных мастеров Гродненщины. Тут можно познакомиться и с традиционными, и с современными ремеслами: ткачеством, гончарством, плетением, ковкой, лоскутным шитьем, бисероплетением, росписью по стеклу и многими другим.

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 9

  • Зачастую в Беларуси известные чиновники уходят с госслужбы и о них все забывают. Сами они также неохотно рассказывают о своей новой деятельности. Кем сейчас работает Шапиро. Интересно?

    Родители о бесплатном образовании. Почему их не устраивает способ спонсирования бесплатного обучения детей?

    Всего протяженность дорожной инфраструктуры в новом микрорайоне Грандичи составит чуть более 3 км. По всему периметру будет установлено более 10 светофорных объектов.

    В Сети появилась петиция, в которой ее автор требует запретить распространение сети 5G в Гродненской области.

    В этом году распределение получили 20 500 выпускников вузов. 99,9 процента из них доехали до места работы.

    17 октября в полку гродненских заведений общепита пополнение. После обеда в тестовом режиме начинает свою работу тайм-кафе «Флэт», только вы вряд ли найдете его с первого раза.

    В областях Беларуси в среднем от 20 тыс. до 28 тыс. человек, у которых на праве собственности две и свыше квартир.

    Все новости