Каким был Гродно 50 лет назад? Многие из нас не знаю, но могут это сделать благодаря циклу публикаций Виктора Саяпина. Сегодня вашему вниманию предлагаются воспоминания о привокзальной площади.

Площадь, о которой мы сегодня будем вести речь, за свои почти полтора столетия претерпела существенные изменения. С открытием железнодорожной линии «Санкт-Петербург – Варшава» был построен в 1868 г. в Гродно вокзал, который за долгие годы своего существования был неотъемлемой частью городского пейзажа.

Старое здание вокзала было компактным и уютным. Толстые кирпичные стены сохраняли тепло зимой и прохладу летом. Центральная часть вокзала была двухэтажной. На первом этаже размещались билетные кассы, дежурный помощник начальника вокзала и киоск «Созпечать». На втором этаже располагалась администрация вокзала, отделение всесоюзного агентства «Интурист» и комнаты отдыха пассажиров. Левая и правая симметричные части вокзала были одноэтажными. Высокие, около пяти-шести метров потолки поддерживали чугунные литые колонны, художественно и со вкусом оформленные мастерами, их изготовившими еще в XIX в. Левую часть вокзала занимал зал ожидания транзитных пассажиров и буфет. С конца семидесятых годов и до апреля 1986 г. там находились службы Гродненской таможни и досмотровый зал. В правом крыле находился ресторан и парикмахерская. Ресторан славился своей отменной кухней и пользовался большой популярностью у гродненцев и гостей города.

К сожалению, заглянуть в меню ресторана 60-х годов не удастся ввиду его отсутствия. Но зато у читателей есть возможность узнать, что предлагали посетителям в сентябре 1973 г., благодаря сохранившемуся в архиве автора меню этого ресторана. Для сравнения масштаба цен добавим, что средняя заработная плата советского человека в то время была чуть больше 100 рублей в месяц.

Итак, меню ресторана ст. Гродно на 9-10 сентября 1973 г. Европейский завтрак состоял из бутерброда с рулетом к/з., вареного яйца, школьной булки со сливочным маслом, сметаны и кофе с молоком. Посетителю все это обходилось в 70 копеек. Комплексный обед включал в себя щи из свежей капусты, шницель рубленый, картофельное пюре с огурцом, компот из свежих фруктов и хлеб. За все – 71 копейка.

В вечернее время меню было иное. Предлагались различные холодные блюда и закуски стоимостью от 7 коп. за фаршированный перец и 18 коп. за салат из свежих помидоров до салата столичного за 61 коп. и фаршированного грибами яйца стоимостью 73 коп. Первые блюда: солянка мясная – 56 коп., бульон из кур – 40 коп. На второе предлагалось около полутора десятков блюд. Среди них: бефстроганов со сложным гарниром – 67 коп., шницель по-гродненски с гарниром – 87 коп., голубцы с мясом – 52 коп., котлеты рубленые 20 коп., оладьи картофельные с мясом – 38 коп. и др.

Выйдя из ресторана, попадаем на привокзальную площадь. По правую руку от нас стояли два двухэтажных здания. Здание, которое одним из фасадов выходило на перрон, занимали таможня и контрольно-пропускной пункт погранвойск. В другом здании – на углу площади и ул. Буденного размещалась почтовая служба. Далее по ул. Буденного была железнодорожная баня.

На противоположной стороне площади находились здания багажного отделения, одно — пристроенное к ресторану, рядом с ним на углу стояло другое, двухэтажное здание. Между ними и пакгаузом, сохранившемся до сегодняшнего дня (еще недавно в нем были склады «Пинскдрев»), находился клуб железнодорожников. На месте клуба сейчас почта, а напротив клуба сохранилось здание постройки 1895 г., в котором многие годы работала фабрика офсетной печати. Во второй половине 80-х годов оно было передано таможне.

Прилегающая к зданию вокзала территория сохраняла свой вид практически неизменной много десятилетий, не взирая на несколько войн, прокатившиеся по ней. Основным композиционным элементом площади была круглая клумба в центре ее. В пятидесятые — начале шестидесятых годов прошлого столетия в центре стоял памятник И.В. Сталину. По окружности клумбы росли липы.

Первые новые штрихи к портрету площади архитекторы добавили летом 1963 г., после завершения строительства в декабре 1962 г. дома № 49, известном горожанам тем, что в нем с первых дней размещаются магазин «Спутник» и стоматологическая поликлиника. Площадь увеличилась за счет расширения ул. Ожешко между новым домом и сохранившейся в неизменности левой стороной улицы. На новой части площади сделали каменное мощение, такое же, как было на старой ее части. Мне приходилось наблюдать за работой специалистов, мостивших площадь – труд нелегкий, требующий умения и сноровки, а также немалых физических сил. В каждом из камней, которые самосвалы в большом количестве подвозили на строительную площадку, необходимо было выбрать наиболее ровную поверхность, положить камень рядом с уже уложенными и вручную утрамбовать тяжелым отрезком бревна с ручками.

Во вновь построенном доме № 49 на первом этаже находились продовольственный магазин «Спутник», стоматологическая поликлиника, «Гродноэнерго» и домоуправление № 1. Магазин и поликлиника обслуживают посетителей и поныне, а после переселения «Гродноэнерго» на проспект Космонавтов, освободившееся помещение занял учебно-курсовой комбинат этого предприятия. После выселения домоуправления на ул. Карбышева, его место на некоторое время занял ЗАГС, затем работал Фонд культуры, где побывали, пожалуй, все известные в городе творческие личности.

Дом был одним из первых в городе с центральным отоплением и горячей водой (в то время большинство городских многоэтажек отапливалось местными котельными, а вода подогревалась газовыми колонками в квартирах). Очевидно, это обстоятельство повлияло на то, что в числе первых жителей вновь построенного дома были: первый секретарь горкома партии, председатель горисполкома, ректоры медицинского и сельскохозяйственного институтов, зам. председателя областного суда, председатель областного комитета народного контроля и другие руководители областных и городских организаций и учреждений.

После устройства мостовой и тротуаров привокзальная площадь приняла тот вид, в котором она просуществовала до начала строительства нового вокзала.

На том месте, где сейчас поворот в сторону магазина «Спортовары», был перекресток улиц Ожешко и Тимирязева. На месте нынешнего павильона «Интакс» по продаже автобусных билетов, находилось маленькое деревянное одноэтажное здание с парикмахерской, в которую я ходил постригаться до самого ее сноса. В моем детстве школьники носили прически «бокс» либо «полубокс». Постричься в этой парикмахерской стоило 10 копеек – стоимость порции мороженого. Работал в парикмахерской старый мастер – И. Майерович, известный горожанам еще с «польского часа». После перевода парикмахерской в рядом построенный дом 42 по ул. Ожешко, постоянные клиенты перешли туда же к своему мастеру, который, будучи уже глубоким пенсионером, продолжал работать до своего последнего часа.

За парикмахерской на этой же стороне улицы до перекрестка Ожешко- Буденного стояли два дома – одноэтажный и двухэтажный. В глубине за ними стояло здание необычной архитектуры – корпуса казармы воинской части, имевшие от трех до пяти этажей. На этом месте сейчас сквер с плакучими ивами, небольшое кафе и цветочный павильон. Здание казарм было построено во второй половине XIX в. После выселения военных и косметического ремонта, в нем разместили несколько организаций, а потом в казармах было организовано производство автомобильных магнитол под названием «Гродно». Вновь открывшийся в городе завод автомагнитол сохранял свои площади в бывших казармах до переселения в цеха нового большого завода по ул. Горького-Курчатова, который потом стал называться объединением «Радиоволна». В ходе благоустройства привокзальной площади в 1986 г. казармы были разрушены. А ведь так же, как и старый вокзал, после проведенной реставрации, эти оба здания могли бы стать истинным украшением привокзальной площади.

>>Читать продолжение на harodnia.com


Читайте также:

  1. neevrey neevrey

    0

    0

    Опять приятно окунуться в те времена. Вокзал был действительно очень уютным. А автобуз 3-ка уже тогда ходил на вокзал, только по Ожешко и Ленина.

  2. ocelot ocelot

    0

    0

    А я помню поперек ул.Буденного лежали рельсы.Когда-то шел маленький я с родителями и паровоз проехал лязгая и громыхая.Для меня тогда это было не выразить словами.Стоишь,а метрах в трех паровоз проезжает.Спецэффекты из фильмов отдыхают.

  3. Maggie_ Maggie_

    0

    0

    мои родители постоянно вспоминают ТОТ вокзал и говорят, что нынешний вокзал некрасивый по сравнению с ТЕМ…

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Май 2019
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Апр  
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.