• Директор ресторанно-гостиничного комплекса «Неман»: "Рестораторы обеспокоены снижением наценки на белорусский алкоголь и не понимают ни экономики, ни логики этого решения"

    • 5948
    • 11 сентября 2015, 13:50
    • ГроднобизнесБеларусьсоциальноегродненские пункты общепитазаконмнение

    26 августа Минторг принял постановление № 25, которым устанавливается предельная максимальная наценка в размере 60% (с учетом наценки общественного питания, торговой надбавки, включая оптовую надбавку) на белорусские алкогольные напитки крепостью свыше 28% процентов в объектах общественного питания.

    «Введение ограничения наценки позволит снизить цены на отечественные алкогольные напитки в объектах общественного питания, будет способствовать дополнительному привлечению посетителей в эти заведения, повышению культуры потребления алкоголя», — аргументирует это решение Минторг.
    Уже неделю белорусский общепит работает по новым правилам формирования наценок на отечественный алкоголь. Что изменилось в кафе и ресторанах? В связи с введенным Минторгом ограничением наценок, водка, а также другой алкоголь белорусского производства крепостью свыше 28% в точках общепита подешевел примерно в два раза (в каких-то заведениях — больше, в каких-то — меньше). Люди приходят в ресторан, видят, что 50 граммов водки стоит 8-10 тысяч и недоуменно пожимают плечами, спрашивают, не ошибка ли это, рассказал Naviny.by директор ресторанно-гостиничного комплекса «Неман» (Гродно) Михаил Маликин. По его словам, основное беспокойство рестораторов, с которыми он общался, вызвано «непониманием ни экономики, ни логики принятия данного решения». Ранее предельная максимальная наценка на алкоголь в общепите составляла в среднем 100-150%, теперь ее понизили до 24% (без учета торговой и оптовой надбавок).
    «Цена на алкогольные напитки формировалась, исходя из отпускной цены производителя и спроса потребителя, ее регулировал рынок. Если товар не имел спроса, плохо продавался, цена снижалась. Таким вот опытным путем находился тот паритет цен, который устраивал и заведение, и посетителя», — рассказал Михаил Маликин. «Кто посчитал, что именно столько надо оставить общепиту, причем вне зависимости от того, столовая это, придорожное кафе с туалетом на улице или ресторан премиум-класса?» — задается вопросом специалист.
    По его мнению, «логику данного решения можно попытаться объяснить чем угодно».
    «Например, тем, что, по мнению составителей этого документа, в кафе и рестораны именно из-за того, что белорусский крепкий алкоголь подешевел (он и так был значительно дешевле импортного), придет больше посетителей, которые будут не только пить дешевую водку, но и закусывать», — предположил Михаил Маликин.
    Однако на практике ресторанов, входящих в гостиничный комплекс, специалист может сказать, что «для наших посетителей в первую очередь важна атмосфера заведения: меню и качество приготовления блюд, уровень и быстрота обслуживания, посуда, интерьер, свет, звук, чистота туалетов, в конце концов. К нам приходят не потому, что у нас что-то дешевле, а потому, что нашим гостям, в том числе, и иностранным, очень нравится атмосфера, а также контингент посетителей. Атмосфера заведения стоит денег, инвестиций». Именно эти затратные моменты и должны учитываться при формировании цены, считает Михаил Маликин: «Не важно, на крепкий или не крепкий алкоголь, на белорусский или импортный, на легкие закуски или основные горячие блюда! Однако именно экономического обоснования установления предельной наценки для ресторанов никто до рестораторов не довел. Просто поставили перед фактом». У ресторатора также возникает вопрос: почему регулировать цены в ресторанах начали именно с крепкого алкоголя, а не с пива, соков, салатов, стейков или мороженого: «Ведь если был расчет на то, что за те же деньги человек больше выпьет водки, то это не принесет никакого экономического эффекта, так как сумма чека останется та же». В то же время, отмечает Михаил Маликин, люди не всегда могут адекватно себя вести и контролировать, выпив в два раза больше водки, чем обычно, при том же самом объеме закусок. Это может привести к криминальным инцидентам, причем не только в самом ресторане, но и за его пределами — на улице или по приходу домой, в семью, подчеркнул ресторатор. Есть у него и вопросы по новому ассортиментному перечню, согласно которому существенно увеличен список белорусского алкоголя в меню ресторанов.
    «Если белорусская продукция качественная, ее должно быть как можно больше в кафе и ресторанах. Но какое именно количество белорусского алкоголя должно быть в конкретном заведении, все же лучше решать самим рестораторам, исходя из специфики своего заведения. То, что в ресторанах первого класса сейчас должно быть минимум 14 (!) видов белорусской водки, а всего белорусского алкоголя — минимум 32 наименования, а в ресторанах выше классом — 54 (!), это, на мой взгляд, очень странное решение. Это перебор, который не улучшит экономические показатели работы ресторанов, а просто загрузит их склады», — отметил Михаил Маликин.
    Ресторатор отметил, что «в своем заведении без всяких постановлений и «указаний сверху» инициирует присутствие блюд и напитков белорусской кухни»:
    «Тем более что наши рестораны находятся в отеле и часто наши иностранные гости спрашивают именно белорусские напитки и блюда национальной кухни. Но я исхожу из реального спроса и возможностей наших ресторанов. Могу сказать, что за 5 лет работы наших ресторанов ни один гость не выказал своего неудовольствия отсутствием или недостаточным ассортиментом в нашем меню белорусских блюд, пива или алкоголя».
    Тем не менее, рестораны и кафе уже несколько дней торгуют алкоголем по новым правилам. Пока, сказал Михаил Маликин, ни в атмосфере, ни в контингенте клиентов ничего не изменилось:
    «Так быстро нельзя почувствовать изменения, тем более что информация о том, что алкоголь в общепите подешевел, дошла не до всех. В тоже время, из бесед с работниками торгового отдела я узнал, что некоторые рестораторы Гродно уже на следующий день после снижения цен на водку обратились в торговый отдел с жалобами на то, что к ним пошли люди, которых принято относить к «группе риска».
    Вместе с тем, считает собеседник Naviny.by, логично предположить, что уже скоро во многие рестораны придут те, у кого не хватает денег купить бутылку водки в магазине за 60 тысяч, но есть 10 тысяч, чтобы догнаться пятьюдесятью граммами:
    «Причем, сделать это не в холодной подворотне или подъезде, а в красивом, уютном, теплом ресторане, где человека встретят, разденут в гардеробе, усадят за сервированный хорошей посудой стол, официант с улыбкой нальет заветные «50 граммов», проводят в туалет, помоют за ним посуду, скатерти и салфетки... И все это — за 10 тысяч рублей!»
    При этом люди, которые ходили в рестораны не выпить, а за атмосферой, в которой хотели хорошо провести время, не станут посещать заведения чаще или заказывать больше еды только потому, что водка стала дешевле, отметил Михаил Маликин. И им будет неуютно среди тех, кто приходит только выпить. Причем, выпить в два раза больше, чем можно было себе позволить раньше: «Я бы не хотел, чтобы люди в наших заведениях пили больше крепких напитков из расчета на одного человека». При этом ресторанный бизнес не станет платить больше налогов, ведь уменьшаются наценки, которые напрямую влияют на величину налога. Непонятно также, каким образом хотя бы сохранить уровень зарплат работников системы общепита, если люди будут пить и есть столько же. Ведь оборот заведения станет меньше. Ресторатор отметил, что как уменьшение наценки на алкоголь в общепите, так и отмена запрета продавать в магазинах крепкий алкоголь ночью создают ситуацию, при которой «у людей увеличилась возможность покупки крепкого алкоголя».
    Логика такого решения Михаилу Маликину также непонятна: «Когда принималось решение о запрете продажи алкоголя ночью, приводилась аргументация Минздрава и МВД о вреде алкоголя, о негативном влиянии на криминогенность его реализации ночью. В этом была логика, теперь же запрет отменили, не сказали, что прежняя аргументация была ошибочной. Если бы решения принимались с аргументацией, можно было бы принимать ее или нет, но ведь никто ничего не объясняет!»

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 48

  • В Беларуси заработала платежная система Apple Pay. Точнее, она работала и до этого момента, однако «неофициально» и лишь с карточками иностранных банков

    Более сотни юношей со всей Гродненщины 18 ноября пополнили ряды новобранцев. В Гродненской области в ходе этой призывной кампании защитниками Отечества станут около 1 800 юношей.

    Аукцион должен был состоятся 18 ноября в здании комитета государственного имущества Гродненского областного исполнительного комитета. Но на него не подали ни одной заявки, пишет «Вечерний Гродно».

    — Но на следующее утро мне пришло сообщение с просьбой оплатить проценты для закрытия кредитного договора после возврата товаров в Гродно.

    Ребёнка и его отца, которые пропали в Гродно, ищут на территории Сочи, Адлера, Гагры и морских курортах Краснодарского края.

    Выяснилось, что старые тарифы подорожали, а новые тарифы стоят столько же, сколько раньше стоили тарифы с багажом. По сравнению с ценами неделю назад это плюс $15.

    Водитель Citroen влетел в выдвижную гидравлическую лапу автовышки, на которой в это время работали люди.

    Все новости