Загадочная история про метро Щучина

Буквально вчера в поселке Фабричный под Гродно обнаружили бункер примо под дорогой, а уже сегодня всплывает новая информация о подобных сооружениях в Гродненской области.

Пожалуй, самая любопытная история у метрополитена города Щучина. В шестидесятых годах вооружённые силы СССР построили возле города военный аэродром, а на случай Третьей мировой войны соорудили систему тоннелей диаметром 5-15 метров, глубиной залегания 3-15 метра и общей протяжённостью около 20 км. Коммуникации, предназначенные для хранения самолётов, топливных запасов и для безопасной транспортировки всего этого к существующей наземной инфраструктуре соединяли аэродром с ж/д вокзалом, трассой М6 «Минск-Гродно» и пригородными деревнями (сейчас на их месте — новостройки микрорайонов). В тоннелях диаметром 7 метров и более проложили железную дорогу стандартной ширины: в случае бомбёжек технику через специальный портал загоняли бы в подземные бункера. Причём рельсы были углублены в бетонное основание тоннеля, так что автомобильный транспорт мог беспроблемно перемещаться теми же маршрутами.

После прекращения «холодной войны» и значительного сокращения количества служащих подземные коммуникации утратили своё стратегическое значение и были переданы городским властям. Правда, передача состоялась только на бумаге, а схемы и планы так и остались в руках вояк. И на десяток лет про тоннели забыли. В 1998 году при строительстве многоэтажки строители наткнулись в котловане на бетонный свод тоннеля, и возведение жилого дома заморозили: возникла опасность, что ослабленная тоннельным забоем почва не выдержит создаваемой домом нагрузки. Встал вопрос о дальнейшей судьбе подземных путей сообщения; прорабатывались два варианта: сохранить казематы или же постепенно их разобрать. Но тут светлую идею подали инженеры городского завода «Автопровод»: использовать тоннели под муниципальный транспорт. Во-первых, не пришлось бы ликвидировать стратегические коммуникации; во-вторых, решалась транспортная проблема города (на проведение троллейбусной сети в горбюджете не было соответствующих средств); в-третьих, подземелья не остались бы без присмотра и город в один прекрасный день не провалился бы под землю.

Так разработали экспериментальную программу строительства метрополитена. В январе 2000 года начали модернизировать тоннели: строили выходы на поверхность, подводили контактный рельс, облицовывали сайдингом стены станций и прочее. К сентябрю того же года к вводу в эксплуатацию подготовили станции «Рожанская», «Ксаверьевская», «Аэродромная», «Гродненская», «Пиарская», «Новоселковская»; ещё через несколько месяцев завершили «Северную», «Лидскую» и станцию пересадки «Дворцовая/пл. Свободы». Переговоры с производителями метросоставов завершились закупкой четырёх новых питерских вагонов и восьми отремонтированных московских, позже Московский метрополитен подарил Щучинскому ещё 10 подержанных вагонов в хорошем состоянии.
20 августа 2001 года в полдень первый поезд пошёл со станции «Площадь Свободы» в сторону станции «Гродненская», а уже к восьмому сентября количество пассажиров составило 100.000 человек. На двух линиях первой очереди — десять станций, в феврале 2001-го начато строительство станции «Национальная» на Пиарской линии. При минимальном интервале между поездами в 60 секунд максимальная частота движения составляет 15 пар поездов в час, средняя скорость движения — 30 км/ч (максимально допустимая — 90 км/ч); самый длинный перегон — 1,52 км между станциями «Пиарская» и «Лидская», самый короткий — всего 350 м («Пиарская» — «Дворцовая»). В 2005 году предполагалось построить третью линию метро — Белорусско-Купаловскую (станции «Купаловская», «Лимонтская», «Литовская», «Белорусская» и «Новогрудская») и продлить Пиарскую линию. Часть тоннелей под эти станции осталась ещё со времён аэродромных подземелий, а часть предполагалось построить во время возведения новых жилых кварталов. Не исключалось строительство надземных линий. Однако последняя информация о таком амбициозном проекте датируется датой 1 февраля 2002 года — похоже, с тех пор проектом никто не занимался.

Наверняка это такая большая улька, и очень бы хотелось узнать мнение по этому поводу самих Щучинцев. Да и не верится как-то, что в городе с населением около 30 000 жителей начали реализацию такого проекта.

По материалам http://artykul.livejournal.com/965.html


Читайте также:

  1.  думф

    0

    0

    хе , 5 лет назад весь Щучин ездил на метро а в Гродно об этом не слышали ?)))
    заметка случаем не от 1 апреля?

  2.  dinoeL

    0

    0

    Да прикольно…написано.
    Инфоструктура от военных там конечно большая осталась…даже очень, народ до сих пор небось кабеля капает 🙂

  3.  BЯEEZЁ

    0

    0

    Мдя… трава хорошая 🙂
    Про бункера еще поверю — но вот метро 😀 шутка удалась — даже поверил 😉 Видимо сказывается пятница 13е 😉

  4.  ReQuit

    0

    0

    клевая байка 🙂

  5.  @ksakal

    0

    0

    Блин! Вот в Гродно бы метро не помешало бы! Две линии в виде креста. Первая «Южный — Форты», вторая «Фолюш — Девятовка» ;)) А на Советской что-то наподобие Октябрьской в Минске! Подземный переход там уже есть… ;)))

  6.  султан

    0

    0

    ерунда все это!

  7.  Саша

    0

    0

    Все что написано правда, только вся система используется руководством города и района,с 2002 года все работы засекречены т.к. после тайного визита президента принято решение продлить линию до Гродно и Минска для использования в военных целях (скрытая переброска войск на случай войны). Есть не подтвержденная информация о том, что гродненскую ветку планируется довести до Беластока для нанесения превентивных ударов по противнику.

  8. s13 s13

    0

    0

    тема перешла из разряда «слухов» в разряд «разгонов» )))

  9.  Алена

    0

    0

    Щучинцы! Здравствуйте! 22 года назад я родилась в Вашем прекрасном городе, но ничего о нем не знаю, так как мои родители спешно переехали в Россию. Я томичка, но все же интересно узнать про родину, про мою малую родину 🙂

  10.  игорь

    0

    0

    В Гродно тоже есть такой тонель.Он проходит паралельно реки неман нв глубине 15 метров.и ведет бог знает куда.Десятиэтажный дом около мостика стоит над этим тонелем.

  11.  Lera_d

    0

    0

    И едем мы в триннадцатом вагоне метро между станцией Лидской и Пиарской…Нас тут полтора миллиона человек, и все мы из Щучина) Не хватает только вас, автор этой ерунды=))

  12. Сармат 202

    0

    0

    Немного правды в этом есть… Правда забыли про Зельвенское водохранилище, кое является обыкновенным аэродромом с глубиной бетона 3 метра.

  13.  Rusel

    0

    0

    Крутая трава! Уважаю

  14. Сармат 202

    0

    0

    Rusel :

    Крутая трава! Уважаю

    100 баллов — развеселил.

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Октябрь 2018
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Сен  
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.