• Загадочная история про метро Щучина

    • 714
    • 13 октября 2006, 09:07

    Буквально вчера в поселке Фабричный под Гродно обнаружили бункер примо под дорогой, а уже сегодня всплывает новая информация о подобных сооружениях в Гродненской области.

    Пожалуй, самая любопытная история у метрополитена города Щучина. В шестидесятых годах вооружённые силы СССР построили возле города военный аэродром, а на случай Третьей мировой войны соорудили систему тоннелей диаметром 5-15 метров, глубиной залегания 3-15 метра и общей протяжённостью около 20 км. Коммуникации, предназначенные для хранения самолётов, топливных запасов и для безопасной транспортировки всего этого к существующей наземной инфраструктуре соединяли аэродром с ж/д вокзалом, трассой М6 "Минск-Гродно" и пригородными деревнями (сейчас на их месте - новостройки микрорайонов). В тоннелях диаметром 7 метров и более проложили железную дорогу стандартной ширины: в случае бомбёжек технику через специальный портал загоняли бы в подземные бункера. Причём рельсы были углублены в бетонное основание тоннеля, так что автомобильный транспорт мог беспроблемно перемещаться теми же маршрутами.

    После прекращения "холодной войны" и значительного сокращения количества служащих подземные коммуникации утратили своё стратегическое значение и были переданы городским властям. Правда, передача состоялась только на бумаге, а схемы и планы так и остались в руках вояк. И на десяток лет про тоннели забыли. В 1998 году при строительстве многоэтажки строители наткнулись в котловане на бетонный свод тоннеля, и возведение жилого дома заморозили: возникла опасность, что ослабленная тоннельным забоем почва не выдержит создаваемой домом нагрузки. Встал вопрос о дальнейшей судьбе подземных путей сообщения; прорабатывались два варианта: сохранить казематы или же постепенно их разобрать. Но тут светлую идею подали инженеры городского завода "Автопровод": использовать тоннели под муниципальный транспорт. Во-первых, не пришлось бы ликвидировать стратегические коммуникации; во-вторых, решалась транспортная проблема города (на проведение троллейбусной сети в горбюджете не было соответствующих средств); в-третьих, подземелья не остались бы без присмотра и город в один прекрасный день не провалился бы под землю.

    Так разработали экспериментальную программу строительства метрополитена. В январе 2000 года начали модернизировать тоннели: строили выходы на поверхность, подводили контактный рельс, облицовывали сайдингом стены станций и прочее. К сентябрю того же года к вводу в эксплуатацию подготовили станции "Рожанская", "Ксаверьевская", "Аэродромная", "Гродненская", "Пиарская", "Новоселковская"; ещё через несколько месяцев завершили "Северную", "Лидскую" и станцию пересадки "Дворцовая/пл. Свободы". Переговоры с производителями метросоставов завершились закупкой четырёх новых питерских вагонов и восьми отремонтированных московских, позже Московский метрополитен подарил Щучинскому ещё 10 подержанных вагонов в хорошем состоянии.
    20 августа 2001 года в полдень первый поезд пошёл со станции "Площадь Свободы" в сторону станции "Гродненская", а уже к восьмому сентября количество пассажиров составило 100.000 человек. На двух линиях первой очереди - десять станций, в феврале 2001-го начато строительство станции "Национальная" на Пиарской линии. При минимальном интервале между поездами в 60 секунд максимальная частота движения составляет 15 пар поездов в час, средняя скорость движения - 30 км/ч (максимально допустимая - 90 км/ч); самый длинный перегон - 1,52 км между станциями "Пиарская" и "Лидская", самый короткий - всего 350 м ("Пиарская" - "Дворцовая"). В 2005 году предполагалось построить третью линию метро - Белорусско-Купаловскую (станции "Купаловская", "Лимонтская", "Литовская", "Белорусская" и "Новогрудская") и продлить Пиарскую линию. Часть тоннелей под эти станции осталась ещё со времён аэродромных подземелий, а часть предполагалось построить во время возведения новых жилых кварталов. Не исключалось строительство надземных линий. Однако последняя информация о таком амбициозном проекте датируется датой 1 февраля 2002 года - похоже, с тех пор проектом никто не занимался.

    Наверняка это такая большая улька, и очень бы хотелось узнать мнение по этому поводу самих Щучинцев. Да и не верится как-то, что в городе с населением около 30 000 жителей начали реализацию такого проекта.

    По материалам http://artykul.livejournal.com/965.html

    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 14

  • В спортивных магазинах MySport и фирменных магазинах Columbia, Спортландия и FootTerra скидка 50% на осенне-зимнюю коллекцию прошлого сезона. Предложение действительно до исчерпания товарных запасов....

    Технические средства для проверки их эффективности установят между городами Щучин и Ивье. Именно в этой местности наиболее часто в ночное время можно встретить зверей.

    Последней нынешняя линейка станет для почти 6 тысяч выпускников одиннадцатых классов в Гродненской области. А свыше 12 тысяч ребят за школьные парты в этом году сядут впервые.

    Спортивные знакомства на уровне пранка - в Гродно два пикапера поспорили и на время знакомились с гродненками. Что из этого вышло, смотрите в видео.

    27 летний житель Гродно придумал весьма изощренный способ развода в Сети. Он втирался в доверие к людям, рассказывал, что у него есть своя фирма, на счету которой лежит крупная сумма денег. Однако,...

    В ближайшую пятницу гродненский общепит пополнится новым заведением, где помимо «хлеба», предложат еще и «зрелищ». На улице Студенческой в самом центре Гродно открывается караоке гастробар «БарДо»....

    Сегодня около 3 часов ночи в областном центре сотрудниками ГАИ был задержан пьяный таксист.

    Все новости
  • Самое популярноеСамое обсуждаемое
  • За неделюЗа месяц