Многие ресурсы то и дело затрагивают одни и те же темы. Все потому, что многие изменения в жизни автомобилистов вводились наспех, а документы, их регламентирующие, были недостаточно проработаны. К примеру, мы до последнего не знали, кто, как и в каком порядке будет платить утилизационный сбор, а за две недели до введения этого платежа не имели на руках размера ставок.

2015-05-12_114245

Неудивительно, что первые несколько недель все: и сотрудники профильных ведомств, и сами автомобилисты — допускали ошибки. Только расплачиваются за них обычные люди. В прошлом году ABW.BY рассказывал, как многие белорусы, пригнавшие для себя автомобили из России, получили от таможенных органов требования заплатить УС по ставкам как для юридических лиц. Разница в платежах могла быть 100-кратной — примерно 90 млн против 900 тыс. руб. для физлиц. Происходило так потому, что покупатели по приезде домой оформляли в белорусских комиссионных магазинах счета-справки, — и «лицом, ввезшим ТС на территорию Беларуси» оказывался магазин, юрлицо.

Оформлять такую изначально незаконную, ведь о личном присутствии продавца речи не шло, счет-справку у каждого были свои причины: кто-то по незнанию купил машину на обычных российских «транзитах», у кого-то рукописный договор купли-продажи отказались принимать в МРЭО.

Попав в юридическую ловушку, автомобилисты начали искать ответы на два вечных вопроса: «кто виноват?» и «что делать?».

Сейчас, по прошествии года, мы можем констатировать, что ответы на эти вопросы не найдены. Как раньше никто из специалистов вовремя не объяснил гражданам законодательные нюансы, так сейчас никто не хочет брать на себя ответственность за произошедшее. Более того, нет единой стратегии, в разных регионах к решению проблемы подходят абсолютно по-разному.

ABW.BY предлагает истории автомобилистов о том, как они доказывают, что их машины ввозило в страну не юрлицо, в физлицо.

История №1. Алексей, Гродненская область: «Размер утильсбора я не считал — считали специалисты»

2015-05-12_114309

«В начале марта 2015 года я помогал дочери в покупке автомобиля из России. Сначала наши знакомые оставили залог, потом мы приехали и за полчаса заключили договор купли-продажи. Машина уже была на «транзитах» для выезда за пределы РФ. В России уже тогда была введена простая письменная форма ДКП. Приехали ставить машину на учет в Гродно, а нам говорят: мол, договор этот нотариально не заверен, по такому документу автомобиль не зарегистрируют. Как быть? Посоветовали обратиться к любому ИП, который бы оформил счет-справку. В итоге счет-справка вообще получилась фикция, а не документ: ни продавец, ни покупатель (дочь была на работе, все оформлял я) при ее заключении не присутствовали. Зато машину зарегистрировали. Перед регистрацией я еще заключил два договора со специалистами «Белтаможсервиса» — на составление документов и на расчет суммы утилизационного сбора. Размер УС мне посчитали как физлицу по коэффициенту 0,15. А через три месяца дочь получила письмо от таможенных органов о том, что утильсбор был уплачен неверно, нужно было применять коэффициент 8,26.

С итоге дело о взыскании данной суммы рассматривалось в суде первой инстанции. Опрашивали всех: и сотрудников ГАИ, и ИП, который выписывал счет-справку, и сотрудников «Белтаможсервиса». Представители ГАИ сразу признались, что четких указаний в отношении утильсбора у них не было до середины лета. Сотрудники «Белтаможсервиса» пытались ответственность свалить на нас, хотя мы к расчетам никакого отношения не имели: представили документы, и все. ИП подтвердил, что получил от меня 350 тысяч, но ни продавца, ни покупателя не видел, деньги за машину не передавал и готов понести ответственность за свои действия, если его вина будет установлена. В отношении его даже пытались возбудить уголовное дело, но за отсутствием претензий с нашей стороны и причиненного вреда в возбуждении дела было отказано. В итоге мы расторгли счет-справку по обоюдному согласию сторон, однако суд все равно встал на сторону истца — таможни. Что нам остается делать? Будем обжаловать решение суда».

История №2. Дмитрий, Гродненская область: «Ответственность должны нести работники «Белтаможсервиса»

История Дмитрия из Гродно похожа на предыдущую. Правда, в поисках выхода он пошел иным путем:

2015-05-12_114323

«В начале прошлого года я купил в России машину. Заключил договор купли-продажи. В окошке ГАИ мне сказали, что договор такой у меня не возьмут и чтобы я оформил счет-справку. Понятно, что сейчас это никому не докажешь, ведь все было на словах. 15 марта я оформил счет-справку и поставил машину на учет. В «Белтаможсервисе» мне рассчитали размер утилизационного сбора. Потом пришло письмо из таможни, состоялся суд. В суде я пытался настоять, чтобы счет-справку расторгли, ведь она, по сути, незаконна и недействительная, а значит, не может служить основанием для назначения какого бы то ни было платежа, однако мне в этом было отказано. Сейчас я пытаюсь доказать, что моей вины в неправильной уплате УС нет: размер его рассчитывали специалисты «Белтаможсервиса», они и должны нести ответственность. Пока процесс приостановлен. Насколько я знаю, идут переговоры, является ли это страховым случаем, ведь деятельность специалистов застрахована. Пока предсказать окончательный исход сложно».

Комментарий адвоката

Свое мнение о сложившейся проблеме высказал Павел Колтунович, адвокат по ДТП и спорам с ГАИ, партнер адвокатского бюро «Осипова, Колтунович и партнеры»:

— В описанных историях основная проблема заключается в белорусской счет-справке, на основании которой таможня насчитала физическим лицам утилизационный сбор по ставкам, действующим для юридических лиц. Для простоты понимания можно сказать, что белорусская счет-справка в данном случае перекрывает российский договор купли-продажи. Казалось бы, решение проблемы самое простое: в добровольном порядке расторгаем сделку купли-продажи автомобиля по соглашению между комиссионным магазином и покупателем, и счет-справка автоматически теряет какую-либо юридическую силу. Но на практике все оказалось гораздо сложнее.

Первым препятствием, с которым столкнулись автовладельцы, было нежелание комиссионных магазинов вообще вникать в суть сложившейся ситуации. Многие владельцы комиссионных магазинов, оформивших «липовые» счет-справки, опасались, что в результате каких-либо манипуляций с документами привлекут к себе внимание контролирующих органов, ведь счет-справка является бланком строгой отчетности. В тех немногих случаях, когда автовладельцем все же удавалось убедить комиссионный магазин добровольно расторгнуть сделку, камнем преткновения становилось МРЭО ГАИ, сотрудники которого отказывались вносить какие-либо изменения в техпаспорт, требуя только решение суда о признании счет-справки недействительной.

В этот момент стало понятно, что выход из ситуации возможен только через суд. И действительно, в судебном порядке есть возможность признать недействительной злополучную счет-справку. Но и на этом пути автовладельцев ждали трудности. Так, суды для рассмотрения дела по существу предлагали автовладельцам оплачивать государственную пошлину в размере 5 процентов стоимости автомобиля, которая указана в счет-справке. В иных случаях автовладельцы неправильно заявляли исковые требования, поэтому не добились нужного судебного решения.

Стоит отметить, что не все автовладельцы выбрали судебный путь. Некоторые пытались обжаловать действия таможенных представителей, сотрудников МРЭО ГАИ. На мой взгляд, это бесперспективно, поскольку в данном случае представители государственных органов действуют в рамках закона.

Самым интересным в моей практике было подобное дело, которое рассматривал суд Минского района. В этом деле вся сложность заключалась в том, что белорусская счет-справка была оформлена комиссионным магазином с соблюдением всех требований закона, более того, при ее оформлении присутствовал представитель продавца (гражданина РФ) по доверенности. Перед судом встал трудный вопрос: какой из двух договоров купли-продажи является действительным — российский договор купли-продажи или белорусская счет-справка? Ситуацию спас продавец авто, который из России прислал в суд нотариально заверенное заявление, в котором подтвердил, что первоначально договор купли-продажи был заключен именно в Российской Федерации. После этого суд признал недействительной белорусскую счет-справку.

Однако положительное решение суда — это еще не конец мук. На основании решения суда необходимо внести изменения в техпаспорт, затем предоставить его в таможенный орган и лишь после этого можно с чистой совестью отметить удачную покупку.

Подводя итог, скажем: нет, не временная неразбериха и общее недопонимание всех участников ситуации вызывают ощущение раздраженности и возмущения. В подобном режиме у нас вводилась и госпошлина на допуск ТС к участию в дорожном движении, и новая система сбора платы за проезд по дорогам. Огорчает то, что спустя столько времени не выработан единый подход к решению спорных ситуаций, а спасение утопающих в очередной раз становится делом самих утопающих.

//Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ


Читайте также:

  1.  google.com fear3bbb

    0

    0

    Dura lex, sed lex — Закон суров, но это закон(с)

  2.  partizan

    0

    0

    ничего страшного, на сэкономленные деньги утиль оплатят. Каждый, кто ехал в Россию за авто знал, что есть и доля риска в этой покупке. Теперь не стоит удивляться проблемам, которые привезли себе же сами

  3. Bad Santa Bad Santa

    0

    0

    Ну все как обычно .
    Сделали все через универсальный интерфейс-ЧЕРЕЗ ПОПУ .

  4.  developer

    0

    0

    «Косячили» все, включая автора статьи 🙂

    В предложении

    >> Неудивительно, что первые несколько недель все: и сотрудники профильных ведомств, и сами автомобилисты — допускали ошибки.

    вместо двоеточия должно быть тире (вводное предложение).

  5.  dispetch

    0

    0

    Впрочем, ничего нового. Как всегда всё через жопу!

  6.  Grodnof

    0

    0

    На мой взгляд есть два выхода из этой ситуации:
    1. Признавать сделку через автокомис ничтожной
    2. Делать реэкспорт и ввозить товар по другим основаниям (но нужно узнать есть ли в этом случае возврат утилиль сбора)

    И еще один вопрос если товар ввозил автокомис, то он и является плательщиком данного сбора, а не физическое лицо. Т.к. Плательщиком сбора по ставкам предусмотренным для юр. лиц может являться только Ю.Л., но не как ни физическое лицо.

    Лично я вижу эту ситуацию как то так, хотя могу и ошибаться.

  7.  meir lanski

    0

    0

    всё потому что так наз. таможенный союз — это союз лебедя рака и щуки

  8.  ytdhfu

    0

    0

    Из историй людей в статье понятно, что гродненская судебная система работает как-то иначе. Почему суды Минской и Витебской областей стали на защиту интересов рядовых граждан, а Гродненской области пошли другим путём?

  9.  sjah

    0

    0

    @ ytdhfu:
    Гродно это не Минск, здесь судья, таможенник, гаер или др чинуша сосед или родственник, ну тобиш родные люди. Ну и как сосед откажет другому соседу, если они то ка вчера вместе возвращались со шашлыков. Не дай бог кому нить попасть под эту «машину».

  10.  zxcv199

    0

    0

    Так как сделать правильно так и не написали…адвокаты судьи…

    Тема не раскрыта.

  11.  12.05.2015

    0

    0

    ТЕ КТО В ГРОДНО «ВЛЕТЕЛ» ПОДОБНЫМ ОБРАЗОМ НА УТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОР ПИШИТЕ СВОИ КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ МНЕ НА ЯЩИК 12_05_2015@mail.ru НАДО КАК-ТО ОРГАНИЗОВЫВАТЬСЯ.

  12.  dispetch

    0

    0

    zxcv199 :

    Так как сделать правильно так и не написали…адвокаты судьи…

    Тема не раскрыта.

    Если всё будит идеально, то и жить будит не интересно…

  13. fox fox

    0

    0

    zxcv199 :

    Так как сделать правильно так и не написали…адвокаты судьи…
    Тема не раскрыта.

    и где алгоритм правильной покупки в России, чтоб ГАИ без вопросов приняла все документы и поставили на учет?

  14.  john_lock

    0

    0

    fox :

    zxcv199 :

    Так как сделать правильно так и не написали…адвокаты судьи…
    Тема не раскрыта.

    и где алгоритм правильной покупки в России, чтоб ГАИ без вопросов приняла все документы и поставили на учет?

    Вот здесь есть и всегда было:
    http://forum.onliner.by/viewtopic.php?t=3881864

  15.  dispetch

    0

    0

    一個人是傻瓜!一切都可以很容易地改變!

  16. Pigball Pigball

    0

    0

    ///Стоит отметить, что не все автовладельцы выбрали судебный путь. Некоторые пытались обжаловать действия таможенных представителей, сотрудников МРЭО ГАИ. На мой взгляд, это бесперспективно, поскольку в данном случае представители государственных органов действуют в рамках закона…(из статьи).
    Законы для того и законы, что не знание «закона» не освобождает от ответственности. В Нашем случае и Нашим гражданам следует тщательно мониторить декреты, поправки, новые издания законов, новости на всех сайтах правительства, таможни, налоговой, рай-гор- и облисполкомов, выписывать по возможности или по желанию всю исходящую литературу, анализировать и предсказывать последствия своих случайных противоправных действий, которые 1-ого числа в «законе», а 2-ого срок или «залет на лавандос», или на 2-ое число придумают через месяц что будет.

  17.  Aksakal

    0

    0

    developer :

    «Косячили» все, включая автора статьи
    В предложении
    >> Неудивительно, что первые несколько недель все: и сотрудники профильных ведомств, и сами автомобилисты — допускали ошибки.
    вместо двоеточия должно быть тире (вводное предложение).

    Проще тире убрать и дело с концом )

  18.  Sheldon

    0

    0

    «В начале марта 2015 года я помогал дочери в покупке автомобиля из России… Размер УС мне посчитали как физлицу по коэффициенту 0,15. А через три месяца дочь получила письмо от таможенных органов о том, что утильсбор был уплачен неверно, нужно было применять коэффициент 8,26.

    Хто-та урот — в моём календаре не прошло еще 3 месяца с марта 2015 года

  19.  vk.com Евгений Волчкевич

    0

    0

    @ developer:
    ))Если можно знак препинания заменить фразой «а именно», то ставится двоеточие, так что лучше подучи русский, чем писать ересь…

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Октябрь 2018
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Сен  
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.