• Новые дороги, курорты и судоходный Неман. Как будет выглядеть Гродненщина через 15 лет

    • 529
    • 12 мая 2015, 11:22
    • Гроднорегионновостиинтересно знатьпланы
    Новые дороги, курорты и судоходный Неман. Как будет выглядеть Гродненщина через 15 лет

    В конце апреля республиканский архитектурно-градостроительный совет утвердил схему комплексной территориальной организации Гродненской области. Обширный документ почти на 100 страницах представляет основные направления, в которых должен развиваться регион в ближайшие 15 лет. Как и где мы будем жить в ближайшем будущем, рассказывает TUT.BY. _

    "СКТО - это документ, который рассматривает территориальное развитие региона в контексте развития экономики, транспорта, вопросов экологии, туризма и других сфер. Среди конкретных пунктов можно назвать резервацию перспективных транзитных коридоров, чтобы они ненароком не попали в будущем под застройку, или установление санитарных зон вокруг предприятий", – рассказала Лариса Демида, начальник отдела территориального планирования, градостроительного кадастра и архитектуры управления архитектуры и строительства облисполкома.
    Документ в 2014 году разработали в Минске специалисты "БелНИИ градостроительства". В основу схемы легли актуальные показатели и статистика, республиканские и региональные программы развития, уже имеющаяся схема развития, созданная в 2008 году. Областная схема развития станет основой для разработки аналогичных документов в районах. В марте каждый житель области мог в рамках общественных обсуждений высказаться по поводу проекта. Но предложений по сути документа не поступило. Лишь жители одной из деревень Мостовского района хотели, чтобы их населенный пункт включили в Гродненский район, а представители бизнеса интересовались стоимостью услуг в аэропорту Гродно, но, как выяснилось, эти вопросы вообще не относятся к содержанию СКТО.
    "Нельзя сказать, что жители области совсем не проявили активность в общественных обсуждениях", – считает Лариса Евгеньевна. Пусть на Гродненщине замечания и предложения не касались темы документа, но в остальных областях в подобных общественных обсуждениях вообще не было замечаний.
    Схема развития рассчитана на срок до 2030 года. Разработчики среди ресурсов области называют соседство с ЕС и связанный с этим опыт международного сотрудничества, развитые коммуникации, богатое культурное наследие и туристический потенциал, а также перспективное строительство АЭС. На 1 января 2014 года в области жило 1,054 млн человек и, по прогнозам, их количество увеличится к 2020 году до 1,066 млн, а к 2030 – до 1,119 млн. При этом количество сельских жителей уменьшится на 86 тыс., а городских увеличится на 146 тыс. Из существующих сегодня 4300 деревень к 2030 году останется лишь 3600, уровень урбанизации вырастет с 72 до 81%. Опорными центрами региона по плану должны остаться Гродно и Лида, а подцентрами станут Волковыск, Слоним, Новогрудок, Сморгонь и Островец. При этом, если население Гродно и района к 2030 году увеличится с 406 до 471 тыс. человек, то во многих других районах, например, Щучинском, Зельвенском, Берестовицком или Мостовском, жителей станет меньше на 3-5 тыс. человек. В 2014 году на одного жителя области приходилось 27,1 кв. м жилья, в 2030-м этот показатель должен вырасти до 30,3 кв. м. До 2020 года в области планируется построить 3,6 млн кв. м жилья (45 тыс. квартир), а с 2021 по 2030 – еще 6 млн кв. м. Абсолютное большинство новых домов появится в городах и поселках городского типа. Статус большинства населенных пунктов и их функции для области не изменятся. Лишь поселки Любча и Порозово, по итогам анализа экономической базы, предлагается перевести в категорию агрогородков. В развитии транспортной инфраструктуры принятая схема повторяет уже известные постулаты: использование потенциала гродненского аэропорта, строительство логистических центров, развитие придорожного сервиса и пограничных пунктов пропуска. Состояние железных дорог области оценивается как хорошее, и поскольку резкого роста объемов перевозок не ожидается, серьезных шагов по развитию не планируется. Так, к 2030 году электрифицируют участок линии Молодечно - Гудогай. На головных участках узлов в Гродно и Лиде требуется уложить вторые главные пути, чтобы увеличить пригородные перевозки, но о сроках в документе не говорится. В развитии дорожной сети первоначальная цель – закончить реконструкцию трассы М6. Среди других целей: завершение объездов Островца и Мира, реконструкция трассы Р-45 Полоцк - Глубокое - Котловка, строительство развязок на загруженных перекрестках. Планируется зарезервировать новые участки для трассы Р-99 в обход Волковыска и Зельвы и трансевропейского коридора М11/Е85. Новую качественную связь на линии Лида - Ошмяны - Островец должен обеспечить новый участок дороги севернее ж/д линии Лида - Молодечно. Аэродром разработчики плана предлагают использовать как базовый для легкомоторных самолетов и авиации бизнес-класса. При этом подчеркивается, что у аэропорта есть резервы для быстрого возобновления регулярных рейсов. Перспективным называется возрождение судоходства на Немане, особенно в туристических целях, с организацией маршрутов в литовский Друскининкай и, через Августовский канал, в Польшу. Этому может помешать строительство Немновской ГЭС. Сейчас оно отложено из-за отсутствия инвестора, но в будущем нужно предусмотреть строительство шлюзов. Курорт "Поречье" станет местом отдыха республиканского значения, в его границы включат зону отдыха "Озеры", а поселку Поречье дадут статус курортного. В курорт "Новоельня" включат зону отдыха "Устье", а республиканскую зону отдыха "Мосты", наоборот, поделят на две местные и выведут из их территории земли заказника "Липичанская пуща". Планируется увеличить площадь особо охраняемых природных территорий до 10,4% от площади области за счет объявления новых водно-болотных заказников, среди них - "Белый Мох" (800 га в Островецком районе), "Друскеники", "Чертово болото" (5277 и 1272 га соответственно в Гродненском районе) и других. На территории заказников "Гродненская пуща", "Свитязянский", "Сорочанские озера" и других планируется развивать экологический познавательный и водный туризм. Проект охранной зоны Августовского канала нужно откорректировать, а сам канал попытаться включить в список наследия ЮНЕСКО. Кроме культурно-познавательного, экологического и оздоровительного туризма планируется развивать также паломническо-религиозный (Жировичи) и транзитный. Для последнего вдоль основных трасс нужно построить сеть кемпингов и сервисных пунктов, а также улучшить доступ к достопримечательностям, находящимся в 20 минутах езды от трассы. Для исторических центров Гродно, Слонима и Новогрудка, нужно разработать комплексные программы реконструкции, реставрации и благоустройства. Эти города предлагают разнообразный туризм на региональном уровне. В Свислочи, Мире, Сопоцкино, Любче, Желудке и других поселках согласно схеме нужно ликвидировать поля фильтрации и строить современные очистные сооружения. Разбросанные по области мини-полигоны мусора нужно упорядочить, ликвидировав часть из них, прежде всего те, что нарушают природоохранные и санитарно-гигиенические нормы. Ликвидированные полигоны планируется рекультивировать и озеленить. Больниц в области больше не станет. Сейчас на 1000 человек приходится 11 коек, столько же их будет и в 2030 году. Зато доступнее станут поликлиники: сейчас они рассчитаны на 19,8 посещений в смену на 1000 человек, через 15 лет этот показатель вырастет до 26,1. Значительно вырасти должны торговые площади – с 473 до 614 кв. м на 1000 человек.

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 29

  • За пять лет LIDBEER стал одним из самых ожидаемых событий года. 2019 год – юбилейный для фестиваля, поэтому open air удивит своим масштабом.

    Житель Гродно Денис Лукьянов попал в больницу после конфликта с милицией на автомобильном фестивале. У него серьезная травма ноги, он находится в реанимации уже несколько дней. Его сестра сообщила журналистам,...

    Вчера по дороге в Белогруду столкнулись два байкера. Оба двигались в попутном направлении на выезде из города

    В преддверии нового учебного года МВД традиционно проводит специальное комплексное мероприятие по предупреждению детского травматизма на дороге «Внимание – дети!»

    24 августа, в 13:10 на проспекте Клецкова произошло ДТП с участием двух «немцев».

    Неизменным местом проведения масштабных, запоминающихся и, безусловно, ожидаемых мероприятий стал Августовский канал

    С 1 сентября отменяется обязанность платить за проезд в общественном транспорте для школьников. Правда, при этом ученик обязан иметь при себе справку из учреждения образования.

    Все новости