У Гародні ў верасні 2014 года, дзякуючы агульнай працы аддзелаў адукацыі і адміністрацый школ, бацькоўскага камітэта беларускіх класаў і Таварыства беларускай мовы, ўпершыню ў ХХІ ст. былі адкрыты адразу два першыя беларускія класы, дзе ўсе прадметы выкладаюцца па-беларуску. Таксама ўпершыню ў горадзе, для абодвух вучняў, якія паступілі ў 5 клас гімназіі №10, створаны ўмовы для навучання асноўных прадметаў па-беларуску. Для Гародні, дзе па перапісу насельніцтва кожны трэці лічаць роднай беларускую мову, а 23 тыс. чалавек дома на ёй размаўляюць, – 15 вучняў гэта вельмі мала.

2015-03-09_093900

З’яўленне ў нашым горадзе ў 2010 годзе першых беларускіх вучняў лічыцца падзеяй, неасэнсаванай большасцю. Да Менску нам далёка, дзе ёсць цэлыя школы і гімназіі па-беларуску, але ёсць нейкі пачатак і ў Гародні. Перад буйнымі святамі мы некалькі разоў наведаліся ў госці да гарадзенскіх беларусікаў, знаёміліся, віншавалі са святамі, пыталіся пра штодзённыя праблемы, спрабавалі іх вырашаць.

СШ №32 і СШ №34 знаходзяцца ў цэнтры буйнешых у горадзе мікрараёнаў «Дзевятоўка» і «Вішнявец». Тут яшчэ працуе шмат настаўнікаў, якія могуць выкладаць свае прадметы і па-беларуску. Падчас першага знаёмства з класным кіраўніком і дзецьмі мы папрасілі расказаць настаўніц пра сябе і чаму яны пагадзіліся працаваць у беларускіх класах. З дазволу адміністрацыі знаёмімся з класным кіраўніком 1А класа СШ №32 Савосцінай Ларысай Казіміраўнай.

Ларыса Казіміраўна: «Я шмат гадоў працую ў школе, маю дастатковы прафесійны вопыт для выкладання ў пачатковай школе. Сама раней навучалася ў беларускай школе, пазней скончыла Брэсцкі ўніверсітэт. Намагаюся на ўроках і перапынках весці размову з дзеткамі па-беларуску. За кароткі час вучобы некаторыя вучні, асабліва з беларускамоўных сем’яў, навучыліся адказваць па-беларуску. Тут некалькі бацькоў нашых вучняў працуюць выкладчыкамі, для іх беларуская мова – асноўны сродак камунікацыі».

Ларыса Казіміраўна заклікае сваіх калегаў не баяцца ісці ў беларускія класы і дапамагаць зацікаўленым бацькам у іх стварэнні. Бо нават кіраўнік краіны 22 красавіка 2014 году ў штогадовым Пасланні да беларускага народу і Нацыянальнага сходу казаў: «Калі мы перастанем гаварыць па-руску, мы страцім розум. Калі мы развучымся гаварыць на беларускай мове, мы перастанем быць нацыяй» і «Беларуская мова – гэта родная мова, і мы павінны яе ведаць. Мы занадта асцярожна падтрымліваем беларускую мову».

Спадарыня Ларыса сур’ёна адносіцца да абавязкаў класнага кіраўніка. Бацькі вучняў дапамаглі ёй набыць дадатковыя кнігі для навучання. На жаль, метадычны дапаможнік ёй прыходзіцца кожны дзень самастойна перакладаць з рукай мовы. Не хапае дадатковай метадычнай літаратуры па-беларуску. Дзякуй Богу, што некаторыя прыватнікі сталі выпускаць беларускія сшыткі. Ці напішуцца (перакладуцца) на наступны год неабходныя кнігі для 2 класа? Ці ёсць яны ў планах Міністэрства адукацыі?

Дваццаць гадоў назад у Гародні каля 80% школ былі беларускімі. Больш за 20 тысяч вучняў вучыліся на беларускай мове. Толькі ў адной школе №32 вучылася некалькі соцен вучняў па-беларуску. Там былі і рускія класы. Праблем на моўнай глебе не было, бо рускія школы таксама працавалі. Пасля рэферэндума 1995 г. аб роўным статусе рускай мовы з беларускай, сітуацыя змянілася на карысць рускай. Бацькі, не ўбачыўшы любові да беларускай мовы з боку кіраўніцтва, не бычылі далейшых перспектыў для сваіх дзецей, якія на ёй вучыліся. Але нават у той цяжкі час знаходзіліся патрыятычныя бацькі, якія пісалі заявы ў школы, каб іх дзеткі вучыліся па-беларуску.

Яны абыходзілі сотні кватэр іншых бацькоў, каб пераканаць іх далучыцца да адкрыцця новага беларускага класа. Бацькам прыходзілася пераадольваць розныя цяжкасці, іх часам не разумелі, бо яны адрозніваліся ад астатніх. Колькасць заяў у беларускія класы часам даходзіла ў год да 10–15 на ўвесь горад. Заявы пісалі ў розных школах горада, але класы па аб’ектыўных і суб’ектыўных прычынах так і не адкрываліся. Бацькі моцна не настойвалі, хоць мелі права згодна з Канстытуцыяй.

Толькі ў 2010 годзе, з-за прынцыповай пазіцыі бацькоў, упершыню аддзелам адукацыі была задаволена такая просьба. На наступны год іншым бацькам стала лягчэй адкрыць беларускі клас, бо іх было больш і заявы стараліся падаваць не ў розныя школы, а толькі ў дзве –СШ №32 і СШ №34. За некалькі гадоў колькасць дзетак, якія сталі вучыцца па-беларуску павялічылася.

Сёлета ў СШ №32 Ленінскага раёна пачалі вучыцца ў першым класе 9 чалавек, а ў школе №34 Кастрычніцкага раёна 6 чалавек. Агулам з верасня 2014 г. у дзвюх школах і гімназіі Гародні пачалі вучыцца па-беларуску 26 чалавек. Таксама ў дз/с №45 у абедзвюх беларускіх групах вучыцца больш за 20 чалавек. Агулам у дз/с № 54 і №45 у васьмі групах з беларускай мовай навучання – 138 чалавек (па звестках аддзела адукацыі). Уваходзячы ў каардынацыйны камітэт па папулярызацыі беларускай мовы пры аддзеле адукацыі, Таварыства беларускай мовы штогод дапамагае ствараць беларускія класы пры актыўным удзеле самых бацькоў і адміністрацый школ. Валанцёрская праца паказала правільнасць абранага накірунку па папулярызацыі беларускай мовы і беларускага навучання.

У мінулым навучальным годзе ўсе вучні беларускіх класаў СШ №34 і СШ №32 з нагоды Міжнароднага дня роднай мовы атрымалі «Гедыміна» з персанальнымі пажаданнямі і аўтографам аўтара кнігі спадара Краўцэвіча. У гэтым годзе пасля школьных дадатковых канікул мы перадамо класным кіраўнікам энцыклапедычныя даведнікі, якія дапамогуць знайсці цікавую інфармацыю для будучых экскурсій па Гарадзеншчыне. Гарадзенская турыстычная фірма «Мерцана» паабяцала правесці беларускім класам бясплатную анімацыйную экскурсію па старажытнай Гародні. На Каляды і Новы год дзеткі атрымалі ад ТБМ салодкія пачастункі.

2015-03-09_093922

Сёння, вучыцца па-беларуску паступова становіцца модным і запатрабаваным. Пераважная большасць бацькоў беларускіх класаў мае вышэйшую адукацыю. Таму калі Вы хочаце, каб ваша дзіця таксама стала адукаваным чалавекам, добра ведаючым дзве дзяржаўныя мовы, – пішыце заяву ў беларускі клас. Яны пакуль не перапоўненыя: на сённяшні дзень у іх лягчэй вучыцца дзецям і выкладаць настаўнікам.

2015-03-09_093937

Дзеткі двух беларускіх класаў СШ№34 са сваімі настаўніцамі

Серак Алена Віктараўна, класны кіраўнік 1К: «Я скончыла філалагічны факультэт ГрДУ імя Янкі Купалы ў 2004 годзе. Перайшоўшы з выкладчыка мовы на настаўніка пачатковых класаў спачатку пабойвалася новых патрабаванняў, але папярэдні вопыт працы і добрыя дзеці пераканалі мяне ў слушнасці пераходу ў беларускі клас. У невялікім класе дзеці знаходзяцца пад большай апекай класнага кіраўніка. Стараюцца паказаць сваі здольнасці ў час вучобы. Вучаць беларускія вершы».

Добрае валоданне беларускай мовай і сонечная ўсмешка Алены Віктараўны дапамагаюць дзеткам хутчэй засвойваць новы матэрыял. Спадарыне Алене вельмі прыемна, калі некаторыя бацькі, прыходзячы ў школу, таксама размаўляюць з ёю на роднай мове. Кіраўніцтва адміністрацыі школы таксма валодае дзвума дзржаўнымі мовамі.

Усе нашы суседзі – рускія, палякі, летувісы, латышы, украінцы любяць сваю родную мову і навучаюць на ёй сваіх дзяцей. Амаль у кожнага з іх былі сумныя перыяды ў гісторыі, калі яны былі вымушаны вучыць сваіх дзяцей на іншай мове. Апошннія заявы кіраўніцтва краіны даюць пэўны сігнал тым бацькам, якія вырашылі вучыць дзіця па-беларуску. Верагодна праз кароткі час будзе і беларуская ВНУ, бо даўно былі сабраны дзесяткі тысяч подпісаў за яе адкрыццё і перададзены кіраўніцтву краіны.

Калі Вы сапраўды хочаце, каб Вашыя дзеткі ведалі нароўні з рускай і беларускую мову – Вы маеце рэальную магчымасць гэта зрабіць, напісаўшы заяву ў першы беларускі клас.

Аддзелы адукацыі, бацькі з беларускіх класаў, сябры ТБМ гатовы вам дапамагчы ў стварэнні беларускай групы ў дз/с , класа ў школе. Чым больш будзе жадаючых вучыцца па-беларуску, тым больш будзе ўвагі і павагі Міністэрства адукацыі і нашых суседзяў да беларускай мовы і беларусаў. Навучаючы дзіця ў беларускім класе вы адпавядаеце імператыву сучаснасці і не губляеце рускай мовы.

Вашыя пытанні і прапановы можна даслаць на адрас: tbm.garodnia@tut.by

//»Твой Стыль«


Читайте также:

  1. Lamerus Lamerus

    0

    0

    да начнётся срач!..

  2.  Neophy

    0

    0

    когда я учился в 1995-2000-х годах я учился на беларсуком. а потом, где-то 2000-х пришел новый классный руководитель и поставил ультиматум — или дальше учимся на русском, или класс расформируют. естественно, весь класс написал заяву о переводе обучения на русский язык. класс не тронули.
    оценивать сейчас такой подход — неоднозначно.

    в универе все предметы, кроме ОДНОГО!!! шли на русском языке. ДАЖЕ ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ!!! если студенты пытались заикнуться о беларуском , то седые профессора открыто посылали их на [censored].

    такие дела….

    з.ы. да начнётся срач…

  3.  Miss Alis

    0

    0

    Никто насильно не внедрял русскоязычное преподавание в школах, просто большая потребность сказалась на распространении.
    Людям предоставили выбор, они его сделали, что тут мусолить, я не понимаю…
    Кто захочет, тот пойдет в белорусский класс.
    Как обычно проблема из ничего!

  4. Grodno_Za Grodno_Za

    0

    0

    Miss Alis :

    Никто насильно не внедрял русскоязычное преподавание в школах, просто большая потребность сказалась на распространении.
    Людям предоставили выбор, они его сделали, что тут мусолить, я не понимаю…
    Кто захочет, тот пойдет в белорусский класс.
    Как обычно проблема из ничего!

    Полностью с Вами согласна.

    Колькі дзяцей навучаецца ў Гродне па-беларуску? Столько сколько хотят. И нечего мусолить несуществующую проблему, смотрю нашим свядомитам вскружил голову фашистский переворот на Украине и последовавшая мовная вакханалия, кое-кому видно не терпется устроить что-то похожее в Белоруссии. Не получится спадары, Белоруссия толерантное, мирное и многонациональное государство.

  5.  skald

    0

    0

    Почему Гародня, а не Гродна? Официального переименования города не было. У меня во всех документах и справках на беларускамоунай старонцы, пачынаючы ад «Пасведчання аб нараджэннi», везде написано ГРОДНА, ГРОДЗЕНСКI.
    PS Никоим образом не против старого поэтического названия города. Но официально город на беларуском называется Гродна.

  6. Михаил Бачинский vk.com Михаил Бачинский

    0

    0

    Беларусский язык достаточно знать и переводи себе в голове то, что говорит преподаватель, в чем проблема то? ) Суть информации все равно не меняется..

  7.  pravdorub

    0

    0

    Grodno_Za :

    Miss Alis :
    Никто насильно не внедрял русскоязычное преподавание в школах, просто большая потребность сказалась на распространении.
    Людям предоставили выбор, они его сделали, что тут мусолить, я не понимаю…
    Кто захочет, тот пойдет в белорусский класс.
    Как обычно проблема из ничего!
    Полностью с Вами согласна.
    Колькі дзяцей навучаецца ў Гродне па-беларуску? Столько сколько хотят. И нечего мусолить несуществующую проблему, смотрю нашим свядомитам вскружил голову фашистский переворот на Украине и последовавшая мовная вакханалия, кое-кому видно не терпется устроить что-то похожее в Белоруссии. Не получится спадары, Белоруссия толерантное, мирное и многонациональное государство.

    чем меньше в школах белорусского тем меньше белорусского в народе беларуси. хотите продать страну россии — так прямо и скажите, а то развели какую-то муть.

    в бсср до 1936 года было 4 государственных языка — так куда же вы, камуняки, подевали потом польский и еврейский?

  8. Михаил Бачинский vk.com Михаил Бачинский

    0

    0

    pravdorub :

    чем меньше в школах белорусского тем меньше белорусского в народе беларуси. хотите продать страну россии — так прямо и скажите, а то развели какую-то муть.

    Язык, во первых, не российский, а русский ) Во вторых, учащимся в школах нужно давать знания, а не навязывать псевдопатриотизм. И в третьих, дети обучаются двум языкам, что дает им полную свободу выбора.

  9.  pravdorub

    0

    0

    Михаил Бачинский :

    pravdorub :
    чем меньше в школах белорусского тем меньше белорусского в народе беларуси. хотите продать страну россии — так прямо и скажите, а то развели какую-то муть.
    Язык, во первых, не российский, а русский ) Во вторых, учащимся в школах нужно давать знания, а не навязывать псевдопатриотизм. И в третьих, дети обучаются двум языкам, что дает им полную свободу выбора.

    а причем тут «псевдо»? «псевдо» — это пионеры и брсм, у которых все по-русски, а белорусский язык — это самый что ни на есть подлинный патриотизм. нет языка — нет народа. русский — такой же иностранный язык для беларуси как и польский или английский.

    по-русски говорят русские, а не белорусы

  10.  bratishka.

    0

    0

    @ pravdorub:
    pravdorub :

    Grodno_Za :
    Miss Alis :

    Никто насильно не внедрял русскоязычное преподавание в школах, просто большая потребность сказалась на распространении.

    Людям предоставили выбор, они его сделали, что тут мусолить, я не понимаю…

    Кто захочет, тот пойдет в белорусский класс.

    Как обычно проблема из ничего!

    Полностью с Вами согласна.

    Колькі дзяцей навучаецца ў Гродне па-беларуску? Столько сколько хотят. И нечего мусолить несуществующую проблему, смотрю нашим свядомитам вскружил голову фашистский переворот на Украине и последовавшая мовная вакханалия, кое-кому видно не терпется устроить что-то похожее в Белоруссии. Не получится спадары, Белоруссия толерантное, мирное и многонациональное государство.

    чем меньше в школах белорусского тем меньше белорусского в народе беларуси. хотите продать страну россии — так прямо и скажите, а то развели какую-то муть.
    в бсср до 1936 года было 4 государственных языка — так куда же вы, камуняки, подевали потом польский и еврейский?

    Мутите здесь только вы , следуя вашей логике , канадцы и бельгийцы хотят продать свои страны Франции , австрийцы — Германии , ирландцы — Англии … и много ещё других стран можно добавить в этот список
    К вашему сведению ,именно комуняки начали проводить политику белорусизации , так что можете им сказать спасибо , даже Купала дифирамбы пел Сталину , а вот поляки в 1938г. закрыли все белорусские школы .

  11.  bratishka.

    0

    0

    @ pravdorub:
    pravdorub :

    Михаил Бачинский :
    pravdorub :

    чем меньше в школах белорусского тем меньше белорусского в народе беларуси. хотите продать страну россии — так прямо и скажите, а то развели какую-то муть.

    Язык, во первых, не российский, а русский ) Во вторых, учащимся в школах нужно давать знания, а не навязывать псевдопатриотизм. И в третьих, дети обучаются двум языкам, что дает им полную свободу выбора.

    а причем тут «псевдо»? «псевдо» — это пионеры и брсм, у которых все по-русски, а белорусский язык — это самый что ни на есть подлинный патриотизм. нет языка — нет народа. русский — такой же иностранный язык для беларуси как и польский или английский.
    по-русски говорят русские, а не белорусы

    Если вы пишите на русском , значит вы русский , правильно? И все , кто разговаривает на английском — англичане? Честное слово , детский сад какой-то!

  12.  pravdorub

    0

    0

    bratishka. :

    @ pravdorub:
    pravdorub :
    Grodno_Za :
    Miss Alis :
    Никто насильно не внедрял русскоязычное преподавание в школах, просто большая потребность сказалась на распространении.
    Людям предоставили выбор, они его сделали, что тут мусолить, я не понимаю…
    Кто захочет, тот пойдет в белорусский класс.
    Как обычно проблема из ничего!
    Полностью с Вами согласна.
    Колькі дзяцей навучаецца ў Гродне па-беларуску? Столько сколько хотят. И нечего мусолить несуществующую проблему, смотрю нашим свядомитам вскружил голову фашистский переворот на Украине и последовавшая мовная вакханалия, кое-кому видно не терпется устроить что-то похожее в Белоруссии. Не получится спадары, Белоруссия толерантное, мирное и многонациональное государство.
    чем меньше в школах белорусского тем меньше белорусского в народе беларуси. хотите продать страну россии — так прямо и скажите, а то развели какую-то муть.
    в бсср до 1936 года было 4 государственных языка — так куда же вы, камуняки, подевали потом польский и еврейский?

    Мутите здесь только вы , следуя вашей логике , канадцы и бельгийцы хотят продать свои страны Франции , австрийцы — Германии , ирландцы — Англии … и много ещё других стран можно добавить в этот список
    К вашему сведению ,именно комуняки начали проводить политику белорусизации , так что можете им сказать спасибо , даже Купала дифирамбы пел Сталину , а вот поляки в 1938г. закрыли все белорусские школы .

    зато сегодня на подляшье, где четверть населения белорусы, можно без проблем учится на белорусском. также государство в польше финансирует проведение белорусских национальных праздников и строительство мечетей для татар, а беларусскому государству влом даже просто вернуть синагоги евреям и костелы католикам. зато устроить там психбольницу или тюрьму, а то и отель с бассейном (как в минском костеле св.иосифа и монастыре при нем) — всегда пожалуйста

  13.  pravdorub

    0

    0

    bratishka. :

    л

    формально австрийцы считают себя частью германии — в декабре много общался с тремя австрийцами и для них юстерайх — такой же райх как и германия. ирландия имеет свой ирландский язык и использует английский скорее для подъема экономики, что не мешает мощным антианглийским настроениям в северной ирландии. канада де-юрэ подчинена англии и только монреаль живет как маленькая франция. а у бельгии так вообще 3 официальных языка — нидерландский (только во Фландрии и Брюсселе), французский (только в Валлонии, кроме территории Немецкоязычного сообщества, и Брюсселе), немецкий (только на территории Немецкоязычного сообщества. и почему вам приглянулся именно французский — знает только путин, который подмахнул издательство вашей методички

  14. Михаил Бачинский vk.com Михаил Бачинский

    0

    0

    pravdorub :

    а причем тут «псевдо»? «псевдо» — это пионеры и брсм, у которых все по-русски, а белорусский язык — это самый что ни на есть подлинный патриотизм.

    Да потому, что вы говорите про навязывание и обособление. Невозможно стать идеальным патриотом не прибегая к двойным стандартам, что само по себе глупо.

    по-русски говорят русские, а не белорусы

    Беларусы такие же русский как россияне и украинцы. Границы делят государства, а не народ 😉

  15. BackinSyn BackinSyn

    0

    0

    pravdorub :

    сегодня на подляшье, где четверть населения белорусы, можно без проблем учится на белорусском.

    Свои польские агит-фляки можешь заправлять в уши этно-фрикам из Минска или с востока РБ, Польши не видевшим и ситуации там не знающим. Без проблем учиться это одна на регион начальная школа с парой предметов на беларуском?))) Количество беларусов в Подляшье за время «демократической» власти Польши сократилось в 10 (ДЕСЯТЬ) раз! А насколько % поляков уменьшилось в управляемой дыхтатурой Беларуси?))
    Туфту польского агитпропа оставь для дурачков из местной демшизы.

  16.  pravdorub

    0

    0

    Михаил Бачинский :

    pravdorub :
    а причем тут «псевдо»? «псевдо» — это пионеры и брсм, у которых все по-русски, а белорусский язык — это самый что ни на есть подлинный патриотизм. нет языка — нет народа. русский — такой же иностранный язык для беларуси как и польский или английский.
    белорусы
    Да потому, что вы говорите про навязывание и обособление. Невозможно стать идеальным патриотом не прибегая к двойным стандартам, что само по себе глупо.
    pravdorub :
    по-русски говорят русские, а не белорусы
    Беларусы такие же русский как россияне и украинцы. Границы делят государства, а не народ

    750 лет назад русские пришли в беларусь как союзники монгло-татар. и белорусы вместе с литовцами разгромили их полчища так же, как разгромили монголо-татар прежде, когда те приходили без русских. белорусы воевали с русскими до конца 18го века, затем воевали как союзники наполеона, воевали в войсках костюшко, воевали под началом калиновского.

    и даже против комунистов белорусы воевали — под началом булак-булаховича, который громил и белогвардейских русских монархистов и красных большевиков-коммунистов, за что ему и поставили памятник в варшаве, да и в латвии его чтут как защитника риги от русских предателей, переметнувшихся на сторону немцев в 1918ом.

    белорусы освобождали от русских латвию в 1918 и польшу в 1920, но саму беларусь у них отстоять не вышло и поэтому оккупация продолжается по сей день

  17.  pravdorub

    0

    0

    BackinSyn :

    Свои польские агит-фляки можешь заправлять в уши этно-фрикам из Минска или с востока РБ, Польши не видевшим и ситуации там не знающим. Без проблем учиться это одна на регион начальная школа с парой предметов на беларуском?)))

    белорусский язык преподается в 39 школах подляшъя — 22 начальные школы, 14 гимназий и 3 лицея. в общей сложности белорусский язык изучают 3-3,5 тысячи школьников.

    BackinSyn :

    pravdorub :
    Количество беларусов в Подляшье за время «демократической» власти Польши сократилось в 10 (ДЕСЯТЬ) раз!

    может быть так случилось потому, что в 1939 комунисты записали в беларусы всех поляков, которых не смогли вывезти в сибирь?

    скажу тебе больше, россия не только попилила тогда польшу напару с гитлером но проводила в 1939-1941 годах конференции гестапо-нквд по борьбе с польскими подпольщиками и партизанами

    http://pl.wikipedia.org/wiki/Konferencje_Gestapo-NKWD

  18. Михаил Бачинский vk.com Михаил Бачинский

    0

    0

    @ pravdorub:
    Истинные БелаРУСЫ и есть Русские! И были ими за долго до вышеупомянутых вами событиях. К стати вот вам исторический факт — всю историю Русские воевали с Русскими как в 1918, так и сейчас.

  19.  meir lanski

    0

    0

    bratishka. ты мелковат , в начале 90х ухари типа тебя, ещё и ГДР пкиводили в пкимер.

  20.  pravdorub

    0

    0

    Михаил Бачинский :

    @ pravdorub:
    Истинные БелаРУСЫ и есть Русские! И были ими за долго до вышеупомянутых вами событиях. К стати вот вам исторический факт — всю историю Русские воевали с Русскими как в 1918, так и сейчас.

    если истинные белорусы — на самом деле русские, то почему тогда их исконный герб — «погоня» литовцев, заклятых врагов русских?

  21. Михаил Бачинский vk.com Михаил Бачинский

    0

    0

    pravdorub :

    если истинные белорусы — на самом деле русские, то почему тогда их исконный герб — «погоня» литовцев, заклятых врагов русских?

    Тот же вопрос. Если погоня «исконный» герб, тогда почему официальным являет герб БССР, грубо говоря? А я вам отвечу, по результатам референдума за 7 июня 1995, НАРОДОМ был выбран герб ССР.
    И к стати, о каком патриотизме идет речь, если вы беларусов склоняете к литовцам?

  22.  pravdorub

    0

    0

    Михаил Бачинский :

    pravdorub :
    если истинные белорусы — на самом деле русские, то почему тогда их исконный герб — «погоня» литовцев, заклятых врагов русских?
    Тот же вопрос. Если погоня «исконный» герб, тогда почему официальным являет герб БССР, грубо говоря? А я вам отвечу, по результатам референдума за 7 июня 1995, НАРОДОМ был выбран герб ССР.
    И к стати, о каком патриотизме идет речь, если вы беларусов склоняете к литовцам?

    да известно, каким «народом» был выбран герб бсср

    «Нам не надо там: автоматизированная система фальсификации выборов. Не надо. Мы создадим государственную.»

    http://www.charter97.org/rus/news/2001/04/10/14

  23.  pravdorub

    0

    0

    Михаил Бачинский :

    И к стати, о каком патриотизме идет речь, если вы беларусов склоняете к литовцам?

    вы мне сначала расскажите, о каком патриотизме может идти речь, если у беларусов даже языка своего почти не осталось, потому что их уже 21 год склоняют к русскому?

  24. Михаил Бачинский vk.com Михаил Бачинский

    0

    0

    pravdorub :

    вы мне сначала расскажите, о каком патриотизме может идти речь, если у беларусов даже языка своего почти не осталось, потому что их уже 21 год склоняют к русскому?

    По крайней мере в моих словах нету противоречий. Я считаю беларусов частью Русского мира и тем не менее, говорю про их исключительность. Вы же пытаетесь проповедовать какой то непонятный патриотизм, плавно перетекающий в национализм, который и смысл то теряет при разговорах, о беларусах, как о вассалах Польши, Литвы или еще какого то там 🙂

  25.  bratishka.

    0

    0

    @ pravdorub:
    pravdorub :

    bratishka. :
    л
    формально австрийцы считают себя частью германии — в декабре много общался с тремя австрийцами и для них юстерайх — такой же райх как и германия. ирландия имеет свой ирландский язык и использует английский скорее для подъема экономики, что не мешает мощным антианглийским настроениям в северной ирландии. канада де-юрэ подчинена англии и только монреаль живет как маленькая франция. а у бельгии так вообще 3 официальных языка — нидерландский (только во Фландрии и Брюсселе), французский (только в Валлонии, кроме территории Немецкоязычного сообщества, и Брюсселе), немецкий (только на территории Немецкоязычного сообщества. и почему вам приглянулся именно французский — знает только путин, который подмахнул издательство вашей методички

    Однако , у вас неплохо получается полностью копировать текст из интернета — молодца,блеснули знаниями!Что касается Канады , уважаемый , там на французком говорят в провинции Квебек и близлежайших территориях , включая столицу Оттава ( около 30% населения), а у вас только Монреаль . В Бельгии хоть и 3 официальных языка , но говорят практически все только на 2-х : фламандском (нидерландском) и французком .

  26.  bratishka.

    0

    0

    @ pravdorub:
    pravdorub :

    Михаил Бачинский :
    pravdorub :

    а причем тут «псевдо»? «псевдо» — это пионеры и брсм, у которых все по-русски, а белорусский язык — это самый что ни на есть подлинный патриотизм. нет языка — нет народа. русский — такой же иностранный язык для беларуси как и польский или английский.

    белорусы

    Да потому, что вы говорите про навязывание и обособление. Невозможно стать идеальным патриотом не прибегая к двойным стандартам, что само по себе глупо.

    pravdorub :

    по-русски говорят русские, а не белорусы

    Беларусы такие же русский как россияне и украинцы. Границы делят государства, а не народ

    750 лет назад русские пришли в беларусь как союзники монгло-татар. и белорусы вместе с литовцами разгромили их полчища так же, как разгромили монголо-татар прежде, когда те приходили без русских. белорусы воевали с русскими до конца 18го века, затем воевали как союзники наполеона, воевали в войсках костюшко, воевали под началом калиновского.
    и даже против комунистов белорусы воевали — под началом булак-булаховича, который громил и белогвардейских русских монархистов и красных большевиков-коммунистов, за что ему и поставили памятник в варшаве, да и в латвии его чтут как защитника риги от русских предателей, переметнувшихся на сторону немцев в 1918ом.
    белорусы освобождали от русских латвию в 1918 и польшу в 1920, но саму беларусь у них отстоять не вышло и поэтому оккупация продолжается по сей день

    В вашей писанине чувствуется рука Зомби-Хартийца ( от Хартия) , которые неплохо ведутся на байки из знаменитого сайта . Как русские могли прийти в Беларусь 750 лет назад , если такой страны не было ? Открою вам секрет : это литовцы пришли к русским и страну назвали Великое княжество Литовское , Русское , Жемайтское — и что здесь делает Русское , а , уважаемый ?
    «Белорусы воевали как союзники наполеона, в войсках костюшко, под началом калиновского» — эко вас перекосило ! Вообще-то там белорусов было единицы , в основном поляки , и воевали они не за Беларусь , а за восстановление границ Речи Посполитой , а на белорусский народ им было начхать.
    Ну а про освобождение Латвии и Польши — такого бреда я вообще нигде не читал , наосвобождались так , что дядя Пилсудский белорусов за людей не считал — спасибо освободителям , дед всегда их вспоминал «ласковыми» словами!

  27.  bratishka.

    0

    0

    @ meir lanski:
    meir lanski :

    bratishka. ты мелковат , в начале 90х ухари типа тебя, ещё и ГДР пкиводили в пкимер.

    Уж простите меня , такую мелочь , что позволил себе высказаться на этом сайте , ибо не знал , что здесь могут присутствовать такие ВЕЛИКИЕ люди , как вы.

  28.  pravdorub

    0

    0

    bratishka. :

    @ pravdorub:
    pravdorub :
    Михаил Бачинский :
    pravdorub :
    а причем тут «псевдо»? «псевдо» — это пионеры и брсм, у которых все по-русски, а белорусский язык — это самый что ни на есть подлинный патриотизм. нет языка — нет народа. русский — такой же иностранный язык для беларуси как и польский или английский.
    белорусы
    Да потому, что вы говорите про навязывание и обособление. Невозможно стать идеальным патриотом не прибегая к двойным стандартам, что само по себе глупо.
    pravdorub :
    по-русски говорят русские, а не белорусы
    Беларусы такие же русский как россияне и украинцы. Границы делят государства, а не народ
    750 лет назад русские пришли в беларусь как союзники монгло-татар. и белорусы вместе с литовцами разгромили их полчища так же, как разгромили монголо-татар прежде, когда те приходили без русских. белорусы воевали с русскими до конца 18го века, затем воевали как союзники наполеона, воевали в войсках костюшко, воевали под началом калиновского.
    и даже против комунистов белорусы воевали — под началом булак-булаховича, который громил и белогвардейских русских монархистов и красных большевиков-коммунистов, за что ему и поставили памятник в варшаве, да и в латвии его чтут как защитника риги от русских предателей, переметнувшихся на сторону немцев в 1918ом.
    белорусы освобождали от русских латвию в 1918 и польшу в 1920, но саму беларусь у них отстоять не вышло и поэтому оккупация продолжается по сей день

    В вашей писанине чувствуется рука Зомби-Хартийца ( от Хартия) , которые неплохо ведутся на байки из знаменитого сайта . Как русские могли прийти в Беларусь 750 лет назад , если такой страны не было ? Открою вам секрет : это литовцы пришли к русским и страну назвали Великое княжество Литовское , Русское , Жемайтское — и что здесь делает Русское , а , уважаемый ?
    «Белорусы воевали как союзники наполеона, в войсках костюшко, под началом калиновского» — эко вас перекосило ! Вообще-то там белорусов было единицы , в основном поляки , и воевали они не за Беларусь , а за восстановление границ Речи Посполитой , а на белорусский народ им было начхать.
    Ну а про освобождение Латвии и Польши — такого бреда я вообще нигде не читал , наосвобождались так , что дядя Пилсудский белорусов за людей не считал — спасибо освободителям , дед всегда их вспоминал «ласковыми» словами!

    не знаю, за кого там ваши деды воевали, но мои деды в 1939ом воевали против двух сволочей, вместе начавших вторую мировую войну — против сталина и гитлера. один дед, попав в плен, провел 6 лет в гитлеровском лагере, второй — 8 лет в сталиновском лагере.

    сталин летом 1939 пил водку за здоровье гитлера, и помимо раздела польши и последующих конференций гестапо и нквд по борьбе с польским сопротивлением, сталин в 1939-41 купил у гитлера 3,5 тысячи станков за 84 млн.марок.

    ничем комунисты не лучше фашистов, сталин и гитлер — два сапога пара, хрен редьки не слаще. причем камуняцкая окупация продолжается по сей день — именно поэтому для комунистов оппозиционеры являются врагами и «пятой колонной», а не 20% общества, которые голосовали против них.

    повторю вам, хотите продать страну россии — скажите об этом прямо, хватит юлить

  29.  bratishka.

    0

    0

    @ pravdorub:
    pravdorub :

    Михаил Бачинский :
    @ pravdorub:

    Истинные БелаРУСЫ и есть Русские! И были ими за долго до вышеупомянутых вами событиях. К стати вот вам исторический факт — всю историю Русские воевали с Русскими как в 1918, так и сейчас.

    если истинные белорусы — на самом деле русские, то почему тогда их исконный герб — «погоня» литовцев, заклятых врагов русских?

    Вы себя хотя бы перечитываете? «Исконный герб белорусов — «погоня» литовцев » , т.е. вы белорусов загнали в кабалу от литовцев и ещё рассуждаете о патриотизме? Оригинально,батенька,оригинально !Истинные белорусы уважают всю историю : от Киевской Руси до сегодняшних дней , а не отдельные её части , и не бегают с «погоней» по всему миру , как будто ничего другого не было.

  30.  pravdorub

    0

    0

    шота вы методичку свою слабо курите. нынешние оккупанты беларуси считают вхождение беларуси в состав литвы и польши литовской и польской оккупацией, несмотря на использование белорусского в качестве языка государственных документов, возникновение белорусской письменности, белорусского книгопечатанья, успешного 550-летнего противостояния угрозам с юга (татары), севера (шведы), востока (расея) и запада (крестоносцы). как знать, может это у литвы нынче белорусские символы (герб и флаг) в качестве государственных, а не наоборот? белорусы никогда не платили дань татарам, а твою русь они отметелили за 200 лет во все щели

  31.  bratishka.

    0

    0

    @ pravdorub:
    pravdorub :

    bratishka. :
    @ pravdorub:

    pravdorub :

    Михаил Бачинский :

    pravdorub :

    а причем тут «псевдо»? «псевдо» — это пионеры и брсм, у которых все по-русски, а белорусский язык — это самый что ни на есть подлинный патриотизм. нет языка — нет народа. русский — такой же иностранный язык для беларуси как и польский или английский.

    белорусы

    Да потому, что вы говорите про навязывание и обособление. Невозможно стать идеальным патриотом не прибегая к двойным стандартам, что само по себе глупо.

    pravdorub :

    по-русски говорят русские, а не белорусы

    Беларусы такие же русский как россияне и украинцы. Границы делят государства, а не народ

    750 лет назад русские пришли в беларусь как союзники монгло-татар. и белорусы вместе с литовцами разгромили их полчища так же, как разгромили монголо-татар прежде, когда те приходили без русских. белорусы воевали с русскими до конца 18го века, затем воевали как союзники наполеона, воевали в войсках костюшко, воевали под началом калиновского.

    и даже против комунистов белорусы воевали — под началом булак-булаховича, который громил и белогвардейских русских монархистов и красных большевиков-коммунистов, за что ему и поставили памятник в варшаве, да и в латвии его чтут как защитника риги от русских предателей, переметнувшихся на сторону немцев в 1918ом.

    белорусы освобождали от русских латвию в 1918 и польшу в 1920, но саму беларусь у них отстоять не вышло и поэтому оккупация продолжается по сей день
    В вашей писанине чувствуется рука Зомби-Хартийца ( от Хартия) , которые неплохо ведутся на байки из знаменитого сайта . Как русские могли прийти в Беларусь 750 лет назад , если такой страны не было ? Открою вам секрет : это литовцы пришли к русским и страну назвали Великое княжество Литовское , Русское , Жемайтское — и что здесь делает Русское , а , уважаемый ?

    «Белорусы воевали как союзники наполеона, в войсках костюшко, под началом калиновского» — эко вас перекосило ! Вообще-то там белорусов было единицы , в основном поляки , и воевали они не за Беларусь , а за восстановление границ Речи Посполитой , а на белорусский народ им было начхать.

    Ну а про освобождение Латвии и Польши — такого бреда я вообще нигде не читал , наосвобождались так , что дядя Пилсудский белорусов за людей не считал — спасибо освободителям , дед всегда их вспоминал «ласковыми» словами!

    не знаю, за кого там ваши деды воевали, но мои деды в 1939ом воевали против двух сволочей, вместе начавших вторую мировую войну — против сталина и гитлера. один дед, попав в плен, провел 6 лет в гитлеровском лагере, второй — 8 лет в сталиновском лагере.
    сталин летом 1939 пил водку за здоровье гитлера, и помимо раздела польши и последующих конференций гестапо и нквд по борьбе с польским сопротивлением, сталин в 1939-41 купил у гитлера 3,5 тысячи станков за 84 млн.марок.
    ничем комунисты не лучше фашистов, сталин и гитлер — два сапога пара, хрен редьки не слаще. причем камуняцкая окупация продолжается по сей день — именно поэтому для комунистов оппозиционеры являются врагами и «пятой колонной», а не 20% общества, которые голосовали против них.
    повторю вам, хотите продать страну россии — скажите об этом прямо, хватит юлить

    Как же вы любите рассказывать только одну сторону медали .Польша такая бедненькая , а то , что по Мюнхенскому соглашению в 1938г. вместе с Германией разделили чехословацкую территорию , а то , что 26 янв. 1934 Пилсудский первым заключил «Договор о ненападении». А как Польша радужно принимала у себя Геббельса и Геринга , устраивала им охоту в Беловежской пуще . А то , что Гитлер и Геринг присутствовали на похоронах Пилсудского , и в самом Третьем Рейхе был объявлен траур .Польша больше всех замаралась в связях с Гитлером , только не любит об этом вспоминать .
    Сталин купил станки у Гитлера , и не только у него, дальше что ? Как вы думаете , на них , наверное , что-то производили ,и , возможно, поэтому мы не слышим «зиг хайль» во всём мире.
    Мои деды , в отличие от ваших , воевали не против кого-то , а за свою землю .
    Что касается продажи страны , то , как правило , это делают те, которые громче всех кричат о демократии и правах человека.

  32.  bratishka.

    0

    0

    @ pravdorub:
    pravdorub :

    шота вы методичку свою слабо курите. нынешние оккупанты беларуси считают вхождение беларуси в состав литвы и польши литовской и польской оккупацией, несмотря на использование белорусского в качестве языка государственных документов, возникновение белорусской письменности, белорусского книгопечатанья, успешного 550-летнего противостояния угрозам с юга (татары), севера (шведы), востока (расея) и запада (крестоносцы). как знать, может это у литвы нынче белорусские символы (герб и флаг) в качестве государственных, а не наоборот? белорусы никогда не платили дань татарам, а твою русь они отметелили за 200 лет во все щели

    Ну вы то свою методичку , я смотрю , раскурили неплохо — уже оккупанты мерещятся!

  33.  bratfl

    0

    0

    Ну вы и дурни. Правдоруб красавчик, все по делу и грамотно расписал. Всем остальным скажу чемодан, вокзал, россия.
    Ваши русские специально стерли нашу историю и нашу нацию, смотря на вас я вижу что нации на самом деле нет и учили вы истории по прорусской указке. Знали бы историю Беларусии, гордились бы что беларусы, ведь на самом деле есть чем гордится: битва под оршей, битва под синими водами, битва под Веной в составе священной лиги и.т.п Мы Беларусы а вы ….. Мы не раз спасали и восточный мир и западный. И мы были первым демократическим государством со своей как вроде канституцией (статуты вкл)

  34.  televital

    0

    0

    Вось развялі дэмагогію. Справа вось у чым . Ёсьць амаль што монаэтнічная дзяржава Беларусь якая чамусьці ніяк ня дбае пра разьвіцьцё мовы тытульнай нацыі, хутчэй наадварот робіць усё каб гэтая мова зьнікла . Гэтыя беларускамоўныя класы вынік намаганьняў шараговых беларусаў, але ніяк не дзяржавы Беларусь.

  35. Михаил Бачинский vk.com Михаил Бачинский

    0

    0

    bratfl :

    Правдоруб красавчик, все по делу и грамотно расписал. Всем остальным скажу чемодан, вокзал, россия.

    Аналогично. Чемодан-вокзал-литва.

  36.  pravdorub

    0

    0

    bratishka. :

    @ pravdorub:
    pravdorub :
    шота вы методичку свою слабо курите. нынешние оккупанты беларуси считают вхождение беларуси в состав литвы и польши литовской и польской оккупацией, несмотря на использование белорусского в качестве языка государственных документов, возникновение белорусской письменности, белорусского книгопечатанья, успешного 550-летнего противостояния угрозам с юга (татары), севера (шведы), востока (расея) и запада (крестоносцы). как знать, может это у литвы нынче белорусские символы (герб и флаг) в качестве государственных, а не наоборот? белорусы никогда не платили дань татарам, а твою русь они отметелили за 200 лет во все щели

    Ну вы то свою методичку , я смотрю , раскурили неплохо — уже оккупанты мерещятся!

    оккупация гродно коммунистами началась 22 сентября 1939 и продолжается по сей день. просто многие уже привыкли и не замечают серых вохровцев на улицах и аусвайсов в своих карманах. для них бел-гулаг стал родным домом, стабильным и надежным.

  37.  Jerry

    0

    0

    Нефиг навязывать этот искуственный недоязык, народ сам решит на каком языке разговаривать. Если он такой нужный, почему тогда все пишут и разговаривают на русском? Кроме зомбированых БНФовцев

  38. aftahton aftahton

    0

    0

    @ Jerry:

    Калі гэта напісаў школьнік то можна дараваць да паўналецця…
    Калі гэта напісаў дарослы-то за абразу дзяржаўнай мовы гэты замбаваны чэл. павінен быць асуджаны.

  39. aftahton aftahton

    0

    0

    Кто захочет, тот пойдет в белорусский класс.
    Как обычно проблема из ничего!
    Grodno_Za Grodno_Za
    Сапраўды, нармальныя людзі запрашаюць гарадзенцаў у беларускі клас,а нік БРСМ называе некага фашыстамі. Па-першае: БРСМ аплочваецца з нашых падаткаў і грошы ідуць на ўтрыманне такіх брсмаўцаў.Па-другое:кіраўнік дзяржавы сказаў пра недастатковую падтрымку беларускай мовы. А БРСМ(нік) убачыў(ла)тут фашызм і Ўкраіну?Відаць зашмат грошай ідуць да вас з дзяржаўнай казны, калі яны вам не дамапагаюць мець цвярозы розум:)

  40. pokemon pokemon

    0

    0

    Jerry :

    Нефиг навязывать этот искуственный недоязык, народ сам решит на каком языке разговаривать. Если он такой нужный, почему тогда все пишут и разговаривают на русском? Кроме зомбированых БНФовцев

    Если бы тебя заставили 21 год учить только Белорусский а не русский, то ты автоматически стал бы зомбированным БНФовцем а так ты просто ВАТНИК !!!

    Нарушен пункт правил 3.1.6.

  41. aftahton aftahton

    0

    0

    @ skald:
    Нельга блытаць боб з гарохам:)Аўтарскі артыкул на сайце- і ваш дакумент выдадзены афіцыйнай установай.Калі вы не беларусафоб і ўмееце трохі чытаць па-беларуку, то дзесяткі тысяч артыкулаў і кніг можна знайсці ў бібліятэках і ў нэце толькі за 20 стагоддзе, дзе шырока ўжываюцца назвы па-беларуску Гародня і Горадня.Раю пачытаць таксама працы вядомых беларускіх тапанімістаў(па-беларуску)аб тым як з’явілася афіцыйная назва па-беларуску ГРОДНА.

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Июль 2018
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Июн  
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.